Педагогика

ДИДАКТИКИ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

процесс обучения, закономерности и принципы обучения, содержание образования, методы обучения, формы организации обучения.

Процесс обучения — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности уч-ся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравствен — но-эстетических взглядов и убеждений. Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе к-рых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет прежде всего то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле (И.Ф. Харламов). Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе к-рых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие:

—  направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности;

—  деятельностный характер обучения;

—  единство потребостно-мо-^ивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся;

—  проявление уважения и требовательности к уч-ся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения;

—  обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

—  раскрытие способностей и творческих задатков уч — ся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

—  учет возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся в процессе обучения;

—  повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы;

-согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной деятельности уч-ся.

Однако, будучи специфическим педагогическим процессом, направленным на овладение знаниями, умениями и навыками, развитие умственных и творческих задатков, а также на выработку научного мировоззрения и нравственно-эстетическое формирование уч-ся, обучение имеет и свои особые закономерности. К ним относятся:

—  научность и мировоззренческая направленность обучения;

—  проблемность обучения;

—  наглядность обучения;

—  активность и сознательность уч-ся в процессе обучения;

—  доступность обучения;

—  систематичность и последовательность обучения;

—  прочность обучения и его цикличность;

—  единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.

Если считать рассмотренные закономерности обучения достаточно обоснованными в научном отношении, то они должны выступать в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса. Эти требования в педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным из них относятся следующие: ч

—  обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

—  обучение должно характеризоваться проблемностью;

—  обучение должно быть наглядным;

—  обучение должно быть активным и сознательным;

—  обучение должно быть доступным;

—  обучение должно быть систематическим и последовательным;

—  обучение должно быть прочным;

—  в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять обучение, развитие и воспитание уч-ся.

В 60-70-е гг. XX в. JI.B. Занков сформулировал ряд новых дидактических принципов на основе проводимой им и его сотрудниками экспериментальной работы по совершенствованию обучения в начальных классах. Вот эти принципы: обучение должно проводиться на высоком уровне трудности; в обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала; преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями; уч-ся должны осознавать сам процесс усвоения знаний и владеть приемами учения. К сожалению, применение предложенных Л.В. Зан — ковым дидактических принципов в массовой школьной практике повлекло за собой многие недостатки. Так, на каждом уроке нужно было изучать новый материал, а на закрепление его не хватало времени. Акцент на овладение теоретическими знаниями в процессе обучения отрицательно сказался на выработке практических умений и навыков. По мнению И.Ф. Харламова, опыт показал, что эти принципы не были обусловлены глубинными закономерностями обучения, и поэтому не все из них утвердились в педагогической науке.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, к-рыми необходимо овладеть уч-ся в процессе обучения (И.Ф. Харламов). В педагогике разработана целая система научных требований к определению и совершенствованию содержания школьного образования (см.. Образования содержание).

Метод обучения — это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности уч-ся, развития его умственных способностей, обучающего взаимодействия учителя и уч-ся, школьников между собой, с природной и общественной средой. В дидактике широко распространен также термин «прием обучения». Прием обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Напр., в состав метода упражнения, к-рый применяется для выработки у уч-ся практических умений и навыков, входят следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение уч-ся показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков.

Формы организации обучения отражают особенности объединения уч-ся для организуемых учителем занятий, в процессе к-рых и совершается учебно-познавательная деятельность. Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, к-рая связана с кол-вом обучаемых уч — ся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. В настоящее время в школах мира преобладает классно-урочная форма обучения.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте