Педагогика

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе к-рого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т.о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях филогенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской Д., заключающейся в обследовании окружающего мира и в формировании образа ситуации, на основе к-рого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская Д., становится все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет в основном узкоприспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений.

Основным видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение и т.д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая общественно необходимая теоретическая Д.

В состав деятельности входят следующие элементы: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели — результаты, на достижение к-рых Д. направлена; средства, с помощью к-рых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная Д. в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий — операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата (см. подробнее об этом: Деятельности строение).

Рубрики

Партнеры: