Педагогика

БЕЗБУКВАРНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

способ обучения грамоте без помощи букваря, в различных вариантах применялся с XVIII в. Сторонники .данного метода (Ж. Жакото и др.) рекомендовали обучать без букваря, по любой книге, применяя аналитический метод обучения грамоте. В Домах ребенка М. Монтессори дети сначала упражнялись в рисовании, от к-рого переходили к письму, а от него к чтению. С буквами дети знакомились по разрезной азбуке, которая состояла из карточек картона с наклеенными на них буквами, вырезанными из наждачной бумаги. Ребенок произносил звуки, обводил буквы пальцем или палочкой, т.е. повторял движения, необходимые для письма. Постепенно научаясь находить букву, соответствующую определенному звуку, и набирать из них целые слова, дети научались читать.

В русской школе Б.м. о. г. применял И.М. Шапошников (1923), строя обучение по методу «живых звуков». Исходное положение метода Шапошникова «только тот читает, кто различает звуки речи».

В последнее десятилетие во многих школах Российской Федерации и Республики Беларусь успешно применяется Б.м. о. г., разработанный Н.А. Зайцевым. В технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцев выстраивает учебный процесс на основе природосообразного развития ребенка, через отношение и деятельность, всесторонне активизируя познавательную мощь детского мозга, абстрактно-логическая неразвитость к-рого компенсируется невиданной мощью восприятия импульсов, идущих оттактильности, зрения, слуха, обоняния и интуиции. Концептуальными положениями технологии Н.А. Зайцева являются:

— параллельное становление речи и обучение чтению;

— использование складового принципа обучения вместо фонемного;

—  соединение обучения с пением (запоминание складов в форме легких складовых песенок-напевок);

— путь к чтению через письмо (от письма кубиками к чтению);

—  использование всех видов памяти: звуковой, цветовой, объемной, моторной, кинестетической;

—  восприятие всеми органами чувств, максимальная наглядность;

— названия букв не учатся, никакие термины не употребляются.

Вместо букваря используются игра-пособие «Кубики Зайцева» (содержит 52 картонки, легко собирающиеся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство), а также игра-пособие «Стосчет», куда входят два набора картонных полос длиной 65 см по 10 штук в каждом с рядами чисел: от 0 до 96; от 90 до 99, шириной от 6 до 23 см (ширина полосы возрастает с увеличением значения числового ряда). Весь «складовой запас» расположен на кубиках, к-рые находятся на полочках и в настенных таблицах. Каждому кубику соответствует столбик или строчка на таблицах. После работы с кубиками ребята бегут к таблицам и водят по ним указкой, отыскивая нужные сочетания. В поисках одного сочетания они успевают перебрать и запомнить десятки. Блестящая систематизация позволяет очень быстро улавливать принципы подобия, алгоритмы поиска. Темы изучения располагаются так: твое имя, твои близкие, слово по выбору, что любим кушать, обед, магазин, зоопарк, поезд, дальнейшее расширение и усложнение слов, предложения.

Технологическая цепочка процесса обучения такова:

1.  Показ учителя.

2.  Действия ребенка с помощью руки учителя.

3.  Самостоятельная работа ученика (обводит буквы или цифры сначала пальчиком, а потом указкой).

4.Игра в слова, загадки, картинки.

5. Групповая работа, командная игра (чем больше ребят, тем насыщеннее общение и больше учителей у каждого).

По Н.А. Зайцеву, чтение это превращение знаков в звуки. Выразительное чтение и хоровое пение главные предметы в детское саду и начальной школе. От попе — вок и алфавитных песенок один шаг до пения песен по плакатам. К чтению подходят ребята через письмо.

О методике обучения грамоте заинтересованный читатель может получить подробную информацию из книги самого автора (Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. СПб.: Лань, 2000).

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте