Педагогика

АРХЕТИП

центральное понятие аналитической токологии Юнга, обозначающее суть, форму и способ озлзи наследуемых бессознательных первообразов и стрлтсгур психики, переходящих из поколения в поколение. А. обеспечивает основу поведения, понимания мира, з-тутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимо-тонимания. Иначе всеобщие, априорные, психические « поведенческие программы. Согласно Юнгу, А. — пер-, зс образы, структурные элементы психики, своего рода ссразцы поведения, мышления, видения мира; простые * фундаментальные образы, скрытые в бессознательном i сллективном и возникшие на заре человечества. Существуют наподобие инстинктов. Наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой жтивности, поэтому духовная жизнь несет на себе архе-типичный отпечаток. Это формообразующее начало, присутствующее в психике каждого человека.

А. всегда наполняются конкретным содержанием; они нейтральны в отношении добра и зла, им свойственны амбивалентность, имманентность и пр. Они лежат в основе символов творчества, ритуалов, мифов, сказок, сновидений, комплексов и пр. Они структурируют понимание мира, себя и др. людей. Усмотреть их непосредственно невозможно, но можно видеть их проявление в феноменах культуры, прежде всего в мифологии, особенно отчетливо они проявляются именно в мифических повествованиях, сказках, снах, а также при нек-тых расстройствах психики. Их набор ограничен; они нежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможной взаимосвязь различных эпох. Таковы Мать-Земля, Дитя, Воин, Бог, рождение, смерть, присутствующие в мифах разных народов. По Юнгу, они и есть воплощение архетипов, и дюди в жизни ведут себя в определенных ситуациях соответственно этим образцам, взаимодействую-иям с содержанием сознания и бессознательного инди-зндуального.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте