АНОМИЯ

(от фр. anomie — букв, беззаконие, без — нормность; от греч. а — отрицательная частица и nomos — закон) — такое состояние об-ва, в к-ром заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию А. ввел в социологию Дюркгейм как часть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и совр. промышленного об-в. Необходимое условие А. — расхождение между двумя рядами социально порождаемых явлений: потребностями, интересами и возможностями их удовлетворения. Предпосылкой цельной, неаноми — ческой личности, по Дюркгейму, является устойчивое и сплоченное об-во. Совр. же промышленное об-во, полагал он, постоянно воспроизводит А. в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения. Это ставит многих людей в неопределенное социальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем об-вом, что ведет к росту в нем отклоняющегося и саморазрушительного поведения. Одна из гл. социально-ис — торических причин А. — уничтожение или утрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и гос-вом. С т. зр. теории человеческого поведения дюркгеймово понятие А. включает два аспекта: один относится к обеспеченности действия определенными целями, др. — к тому, насколько эти цели реализуемы (они могут быть ясны, но недоступны). Отсюда две разные линии теоретического применения понятия А. Если в А. видят первый аспект (условно — «без — нормность»), то рассуждают в контексте понятий «отчуждение», «социальная интеграция и дезинтеграция», «слабая социализация» и т. п. Второй аспект («конфликт норм в культуре») разработал Мертон, сделав важнейший после Дюркгейма вклад в теорию А. По Мертону, А. — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы об-ва, между культурно предписанными всеобщими целями (напр., денежно-материальным успехом) и законными, институциональными средствами их достижения. А. возникает тогда, когда люди не могут достичь навязанных об-вом целей «нормальными», им же установленными средствами. При А., даже если существует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, к-рые ведут к этим общим целям. Люди приспосабливаются к состоянию А. разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимся поведением), либо различ. видами отклоняющегося поведения (риту — ализм, уход от мира, мятеж), в к-рых отвергаются или цели, или средства, или то и др. вместе. Концепция Мертона нашла применение в социологии права, преступности и в др. практически важных областях.

А. Д. Ковалев

Добавить мысль

Рубрики