АБСТРАКЦИЯ

одна из основных операций мышления, позволяющая мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные свойства, состояния и отношения предмета (предметов). Под А. понимают как процесс, так и результат мысленного отвлечения (абстрагирования), а также метод научного исследования. Первично А. выступает при непосредственном чувственно-образном отражении действительности, когда одни ее свойства становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие игнорируются.

А. лежит в основе процессов обобщения и образования понятий. Эмпирическому и теоретическому уровням мышления,соответствуют формальная и содержательная А.

В отечественной психологии разработана концепция учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.) и на ее основе модель построения учебных предметов, к-рой соответствует представление об усвоений знаний как процессе движения от абстрактного к конкретному. В содержании обучения все более возрастает удельный вес теоретических знаний. Поскольку их усвоение предполагает умение выделять существенные связи и отношения, к-рые не выступают на поверхности, встает задача, особенно на начальных этапах обучения,-«овеществить», воплотить знания в форме чувственно-наглядных образов. Для этих целей могут быть использо-: ваны вещественные объекты (палочки, кубики, муляжи и т.п.), графические изображения (схемы, таблицы, чертежи, карты, диаграммы и т.д.), знаковые средства (логические, математические символы, формулы), моделирующие существенные особенности и отношения в математических, физических,, лингвистических и др. изучаемых объектах. Их использование необходимо для полноценной учебной деятельности, т. к. усвоение А.

сразу в языковой форме представляет значительные трудности для уч-ся и может привести к формальным знаниям. Как показали психолого-педагогические исследования (В.В. Давыдов, Н.Г. Салмина, В.П. Сохина и др.), для адекватного овладения школьниками материалом того или иного учебного предмета недостаточно вооружить их средствами мыслительной деятельности. Необходимо также организовать последовательность собственных действий уч-ся с использованием вещественных объектов, затем графических и знаковых средств. Напр., для усвоения такой А., как десятеричная система счисления в курсе начальной математики, целесообразно организовать действие уч-ся с числами сразу в пределах миллиарда на модели этой А. – разрядной сетке. Постепенно, по мере усвоения понятия «система счисления», внешние опоры снимаются, и уч-ся действуют только с цифрами. При этом понятие усваивается без специального Заучивания. Овладение А. с использованием чувственных объектов обеспечивает неформальное усвоение А., меняет традиционные представления 6 возрастных возможностях абстрактного мышления.

Процесс формирования А. происходит в единстве с анализом, синтезом, обобщением, конкретизацией и др. мыслительными операциями.

Читайте далее:

Оставьте комментарий