Педагогика

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

одна из высших психических функций человека. В.у.р. служит внутренней психической" стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование). Будучи «опосредованным по своему строению и социальным по своему генезу» (А.Р. Лурия), В.у.р. является смысловым, т.к. «нормально включает акт понимания, осмысления» (СЛ. Рубинштейн).

Речевое восприятие неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точек зрения могут быть выделены уровни различения и узнавания (Н.И. Жинкин). С т.зр. характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

Смысловое восприятие речевого сообщения обусловливается целым рядом факторов, и прежде всего включенностью в активную деятельность человека. Обуслов — ливаясь системой языка, речевое восприятие зависит также и от характера самого речевого сообщения (логико- смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т.д.). Смысловое восприятие обусловливается также и индивидуально-личностными особенностями слушающего или читающего (такими, как особенности мышления: гибкость, продуктивность и т.д.; памяти: ее объем, тип и т.д.; направленность личности, характер установки и т.д.).

Рубрики

Партнеры: