Педагогика

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ

количество объектов, к-рые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т.е. охватываются вниманием одномоментно. Указание на одномоментность здесь важно потому, что наше внимание обычно может очень быстро переходить от одного объекта к другому, что создает иллюзию большого объема внимания. Для определения В.о. экспонируют (показывают) группу объектов (цифры; не связанные между собой буквы; отдельные предметы) в промежуток времени, равный 1/10 с. Этого времени достаточно для того, чтобы возникло отчетливое зрительное восприятие. Однако опыты показывают, что этого времени совершенно недостаточно для того, чтобы сознательно отразить предметы, попавшие в поле зрения. Испытуемый в условиях такого опыта называет лишь нек-рые предметы, а об остальных говорит, что они были, но не успел обратить на них внимание. Для отражения предметов, попадающих в поле зрения, необходимо более длительное время. Для определения В.о. пользуются специальными приборами тахистоскопами, к-рые дают возможность показать человеку несколько объектов в 1/10 с.

Во. взрослого человека от 4 до 6 объектов, школьника (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Это при условии, что предъявляют отдельные, не связанные между собой объекты. Если включить, напр., буквы в смысловое целое (слово), то кол-во отражаемых отдельных букв значительно возрастает. В этих условиях слово воспринимается как единый объект, и испытуемый не замечает перестановки, пропуска или неправильного написания отдельных букв в слове. Можно увеличить В.о., объединяя предметы в группы, и этим уменьшить кол-во объектов, воспринимаемых как отдельные единицы. Для первоклассника каждая буква отдельный объект. Развитие навыков чтения приводит к тому, что слово, а позже и предложение воспринимаются в целом как единый смысловой объект.

Увеличение В.о. путем группировки предметов не должно идти в ущерб его распределению. Правильное сочетание группировки с распределением внимания между отдельными элементами целого тесно связано с развитием познавательных процессов: восприятия (отношение части и целого), мышления (отношение общего и единичного).

Увеличение В.о. с физиологической т.зр. есть расширение участка с оптимальной возбудимостью, сужение В.о. связано с концентрацией участка с оптимальной возбудимостью.

Рубрики

Партнеры: