ВЕЖЛИВОСТИ ВОСПИТАНИЕ

Кажется, что нового можно сказать об этом довольно скучном аспекте воспитания. Попробуем воспользоваться подходами известного американского детского психолога Х.Дж. Джайнотта:

• Ребенок учится вежливости, подражая родителям, к-рые демонстрируют ее. При любых условиях вежливости нужно учить вежливо. Однако часто родители делают это грубо. Если ребенок забывает поблагодарить, родители напоминают ему об этом при всех, что по крайней мере невежливо.

• Если ребенок при вас получил подарок и, увлеченный им, забыл сказать «спасибо», не стоит требовать от него тут же исправить оплошность. Лучше поблагодарить подарившего от своего имени, и, скорее всего, малыш с готовностью поддержит вашу благодарность. А если он этого не сделал, поговорите об этом позже, после ухода гостей. Можно сказать: «Давай напишем бабушке письмо и поблагодарим ее за чудесный подарок». Конечно, легче просто упрекнуть ребенка, чем идти таким «окольным» путем. Но именно последний оказывается гораздо эффективнее. Ведь нельзя вколачивать дубиной науку вежливого обращения с людьми.

• Если дети вмешиваются в разговор взрослых, то неизменно получают в ответ: «Не мешай! Взрослых прерывать нельзя! Это невежливо!» Однако прерывать ребенка, вступившего в разговор, также невежливо. Нельзя быть грубыми, если вы учите вежливости.вероятно, лучше ответить так: «Я хочу сначала закончить свой рассказ. А потом будешь говорить ты».

• Бесполезно говорить ребенку, что он груб. От этого он не станет вежливее. Опасность состоит в том, что, приняв нашу оценку, он и сам будет считать себя грубым. А это значит, что и вести себя он будет соответственно: ведь грубые дети всегда грубят!

• В гостях у друзей или родственников мы можем лишний раз показать ребенку, что такое вежливое обращение. Лучше всего это получается, когда ответственность за поведение ребёнка несут хозяева дома и сам ребенок. Родители лишь выражают понимание чувств и желаний сына или дочери.

• Дети быстро соображают, что мы не любим делать им замечания в гостях. Поэтому они часто приберегают свои выходки для таких случаев. Противостоять этому можно, предоставив хозяевам дома определить правила поведения для ребенка, а также следить за их выполнением. Если в гостях ваш сын прыгает на диване, пусть сама хозяйка решает, можно ли ему это позволить, и пусть сама ему об этом скажет. Ребенок лучше слушается, когда ограничения вводятся др. взрослыми, а не его родителями. В таком случае мать освобождается от необходимости следить за поведением сына, она лишь напоминает ему: «Здесь так заведено!»

• Родители ребенка и хозяева дома должны заранее договориться о том, кто за что отвечает в поведении ребенка (детей).

Добавить мысль

Рубрики