Педагогика

ТВОРЧЕСТВО

деятельность, результатом к-рой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или/и субъективной значимостью. Виды Т. определяются характером деятельности человека: научное Т. — производство нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним; художественное Т. — создание новых художественных произведений; техническое Т. — разработка новых технологий и технических устройств; педагогическое Т. — разработка нового содержания, методов, принципов, форм, педагогических систем и т.д.

В психологической литературе встречаются в известной мере разные трактовки Т. Л.С. Выготский рассматривал Т. как создание нового. С.Д. Рубинштейн определял Т. как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. A.M. Матюшкин выделял два вида активности: адаптивный и творческий. Задачей творческой активности является изменение существующего порядка, создание новых подходов. А.В. Бруш — линский, O.K. Тихомиров в Т. выделяют открытие неизведанного, создание нового, преодоление стереотипов и шаблонов. O.K. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка Т. А. Маслоу считает, что подлинное Т., креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Для личности, стремящейся к Т., по мнению Я.А. Пономарева, характерны оригинальность, инициативность, высокая саморегуляция, огромная работоспособность. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Для Я.А. Пономарева определяющим в Т. является развитие, возникновение новых структур, нового знания, новых способов деятельности. Б. Г. Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу. Общим для творческих личностей, по мнению П. Торранса, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте.

Рубрики