Педагогика

ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

педагогическая деятельность, к-рая отличается своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью и т.д. В педагогике следует различать педагогическую деятельность и научное творчество, к-рое предполагает прежде всего открытие, выявление ранее не познанных закономерностей обучения и воспитания, разработку высокоэффективных теорий и методик, позволяющих решать задачи современной школы, прогнозирование тенденций ее развития и т.п. Творчество в практической деятельности учителя-воспитателя настолько разнообразно, что необходимо говорить о возможных аспектах его проявления, об уровнях творчества. Так, новизна в практической работе педагога может проявляться: в нестандартных подходах в решении проблем; в разработке новых методов, форм, приемов, средств и их оригинальных сочетаний; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях, в совершенствовании, рационализации, модернизации известного в соответствии с новыми задачами; в удачном импровизировании на основе как точного знания и компетентного расчета, так и высокоразвитой интуиции; в умении видеть «веер вариантов» решения одной и той же проблемы; в умении трансформировать методические рекомендации, теоретические положения в конкретные педагогические действия и т.д. Разумеется, все это не рядоположные, а взаимосвязанные, пересекающиеся проявления творчества. Высшим уровнем творчества в практической деятельности является создание принципиально новых, высокоэффективных систем обучения, воспитания и развития уч-ся. Имея много общего с др. видами творчества, Т.п. обладает своеобразием, связанным с характером процесса и с его результатом — растущей, становящейся личностью. Т.п. жестко лимитировано, спрессовано во времени. Педагог не может ждать, пока его «осенит», он должен найти оптимальную методику предстоящего занятия сегодня, а зачастую принять новое решение на самом занятии в считанные секунды, если сложилась непредвиденная им заранее ситуация, возможно неожиданное затруднение. Тут, по словам А.С. Макаренко, требуется немедленный анализ и немедленное действие. Будучи сжатым во времени, осуществляясь непрерывно и систематически, Т.п. приносит плоды, вызревающие, как правило, далеко не сразу. Педагог сравнительно быстро получает лишь непосредственные, частичные, большей частью только образовательные итоги своей деятельности (знания, умения, навыки), не всегда может сопоставить замысел с его последствием. Поскольку Т.п. слито с учебно-воспита — тельным процессом, оно всегда должно приносить положительные результаты. Негативные допустимы лишь в мыслимых пробах и прикидках, а такие способы проверки гипотез, как доказательство от противного, доведение до абсурда, противопоказаны практической деятельности педагога. Особенностью Т.п. является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего педагогического коллектива и каждого уч-ся. Один из основных партнеров педагога по творчеству — уч-ся поразительно сложен, динамичен, неповторим. Действенное сегодня педагогическое средство завтра оказывается бесплодным. Новое теряет привлекательность и новизну, творческая задача воспринимается уже как стереотипная. Чем лучше поставлено обучение, тем быстрее растет уч-ся как личность. Вот почему необходимо постоянное развитие всех элементов педагогической системы: целей, содержания, средств, методов, форм. И наконец, еще одной отличительной чертой Т.п. является то, что значительная его часть осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от педагога умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и уч-ся творческое воодушевление. Специфичен не только предмет Т.п. — развивающийся человек, формирующаяся личность, но и его «инструмент» — личность педагога-твор — ца (как отмечают исследователи психологии творчества, только в актерской и педагогической профессии мы встречаемся с этим уникальным совпадением личности и инструмента творчества), а также сам процесс, представляющий взаимотворчество партнеров, и, наконец, результат-знания, умения, способности, чувства, идеалы, становящиеся достоянием уч-ся и продвигающие его как личность на этап развития. По своему объективному смыслу и значению Т.п. можно условно подразделить на открытия, изобретения и усовершенствования и соответственно вести речь о трех уровнях Т.п.

Наиболее масштабные и новаторские педагогические решения — это открытия, ибо они позволяют увидеть новые возможности совершенствования как самой деятельности, так и включенного в нее человека. Открытия связаны с выдвижением новых педагогических идей и их воплощением в конкретной системе учебно-воспи — тательной работы. Таковы, напр., формы соединения обучения с трудом у Р. Оуэна, высоко оцененные К. Марксом, методика воспитания в коллективе А.С. Макаренко, воспитательная система В.А. Сухомлинского. Второй уровень Т.п. связан с преобразованием, конструированием отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, условий обучения и воспитания. Результаты этого уровня творческой деятельности можно условно назвать педагогическими изобретениями. Создание «свободных» отрядов, технология параллельного педагогического воздействия, метода «взрыва» у А. С. Макаренко, магнитофонный и тихий опрос, уроки открытых мыслей у В.Ф. Шаталова, поурочный балл, введенный липецкими учителями, использование комментированного управления в опыте С.Н. Лысенковой — все это примеры педагогических изобретений. И все эти открытия и изобретения относятся к Т.п. Наконец, третий уровень творчества педагога — это усовершенствования, т.е. чаще всего модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания. Таковы, напр., карточки «светофор», с к-рыми уч-ся сообщают учительнице начальных классов В. Г. Ризиной о своем отношении к ответу товарищей, о выполнении заданий (зеленый свет — согласен, красный — не согласен, желтый — хочу возразить или добавить, голубой — задание выполнено и т.д.). У нек-рых учителей цвет на конвертах с заданиями сигнализирует о их трудности: красная полоса — трудное, зеленая — средней трудности, синяя — относительно нетрудное. Этот рационализаторский уровень Т.п. — результат и проявление педагогического мастерства учителя. В повседневной деятельности педагога открытия происходят довольно редко и носят, как правило, субъективный характер (это как бы «переоткрытия», «открытия для себя»), чаще же встречаются изобретения и усовершенствования (В.И. Загвязинский).

Рубрики

Партнеры: