Творческий ум

Если вы, гуляя с собакой, покажете ей на луну, собака будет следить за вашим пальцем, а потом, вероятно, посмотрит на вас. Если вы выведете на прогулку маленького ребенка и покажете ему на луну, ребенок будет смотреть на нее. Этот приобретенный навык называется совместным вниманием — способность человека соотносить слова с центром внимания. По мере развития мозга дети учатся понимать, что один предмет может представлять другой. Эта способность служит фундаментом для наиболее значительного достижения творческого ума — силы образной мысли. Самый яркий тому пример язык. При овладении языком ребенок усваивает сначала, что звуки могут иметь значение, и чуть позже, что буквы представляют звуки. Другие биологические существа обладают лишь ограниченной способностью к этому.

Если вы говорите «Апорт!» обученному псу, он бросается вперед и приносит палку. Если вы, к ужасу своего пса, стали бы рассуждать о важности принесения палок или вдруг начали бы приводить примеры образцового служения других собак, ваш питомец просто сидел бы и ждал, когда же, наконец, хозяин швырнет палку. Покажите ему изображение любимой палки, и пес с удовольствием обнюхает фотографию. Возможности собаки не выходят далеко за пределы непосредственных связей между звуками, запахами и действиями. Эти ассоциации не расширяются в собачьем сознании, в отличие от сознания детей, у которых они довольно быстро развиваются до сложных способностей мышления и коммуникации.

Сила человеческого представления породила сложные формы языка, математики и искусств; их образы проникают в человеческое сознание, оформляя наши идеи и чувства по отношению к окружающему миру. Мы смотрим на луну и при этом думаем о ней с точки зрения космологических теорий; мы испытываем к кому-то чувства и передаем их в музыке и поэзии. Мы не просто живем в обществе, но создаем сложные политические теории и государственные структуры.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики