Педагогика

ТВОРЧЕСКИЙ ЭНТУЗИАЗМ

воодушевление, страстное, восторженное увлечение идеей, идеалом; большой душевный подъем, выражающий стремление к более высоким ценностям — научным, этическим, эстетическим или религиозным; напряжение сил под влиянием идей, когда у человека «вырастают крылья». Т.э. — непременная характеристика психологического климата, присущего подлинно творческим коллективам, работа в к-рых приносит его членам радость и особую творческую удовлетворенность, что в свою очередь способствует повышению темпов, уровня и качества труда. Т.э., как и др. социально-психологические феномены, подчиняется применительно к научной деятельности принципу трехаспектности и в этой связи может быть расчленен на предметный, личностный и социально-психологический компоненты. Такое расчленение данного поь^тия дает возможность системного исследования этого сложного явления.

Предметный компонент Т.э.^безусловно, является наиболее важным. Невозможно вызвать Т.э. там, где он не обусловлен самим течением научной мысли, логикой развития научно-технического знания. Но при этом источником Т.э. может быть и приложение науки к решению актуальных социальных, производственных проблем. Вряд ли можно надеяться на создание атмосферы Т.э. в научном коллективе, призванном решать заведомо бесперспективную задачу. «Перспективность» в данном случае измеряется по «логико-научной» шкале и сохраняет свою относительную устойчивость в широком диапазоне оценивающих ее индивидов, групп, сообществ. Несомненно, что шкала «логико-научной перспективности» в конечном итоге задается обществом, в к-ром живет ученый. Социальные соображения способны влиять на такие, казалось бы, устойчивые категории, как «логико-научный приоритет», и, соответственно, направлять «вектор» Т.э. научных коллективов и отдельных работников.

Несомненно, что личный Т.э., т.е. активная кровная заинтересованность субъекта в разработке данной темы, может явиться как ускоряющим, так и тормозящим фактором для выявления действия объективно существующего «логико-научного приоритета». В одном из исследований, проводимых в НИИ Г.М. Андреевой, в частности, было обнаружено, что весь ин-т находился некрое время в оппозиции к логике научно-технического прогресса, выражающегося в данном случае в замене ламповых электронных устройств более экономичными, надежными и легкими полупроводниками. Этот институт крайне медленно «поворачивался» в направлении новой тематики. Объяснение этого явления заключалось в том, что практически все сотрудники НИИ по образованию являлись «ламповиками», личного энтузиазма по отношению к новой перспективной области у них не возникало.

Рубрики

Партнеры: