Творческие способности личности. Завершение

Творческие способности личности. Завершение

Помимо общих способностей, присущих всем людям, каждый из нас обладает уникальными талантами, увлечениями и собственным творческим потенциалом. Это может выражаться в чем угодно — в музыкальном стиле, в привязанности к определенному музыкальному инструменту, в любви к музыке, математике, химии или современному танцу в целом. У человека может быть призвание к работе пожарного, врача, учителя или ведению домашнего хозяйства. У каждого из нас есть навыки и способности, которые можно развивать. В своей книге «Призвание» я говорю о личном измерении творческого достижения — о той точке, где индивидуальный талант встречается с личным увлечением. Источником потенциала часто становится любовь к определенным материалам. Скульптор вдохновляется формой куска дерева или структурой камня; музыканту нравятся звуки, которые они извлекают из прикосновения к инструменту. Математики любят математическое искусство так же, как танцоры любят двигаться; писатели могут черпать вдохновение в любви к экспрессии и силе слов, а художники зачарованы возможностями чистого холста и палитры.

Герб Алперт — один из величайших музыкантов своего поколения. Когда он играет на трубе, возникает ощущение, будто он говорит на языке музыки. В определенном смысле так и есть. Его музыкальное творчество неотделимо от любви к экспрессии его трубы. Кроме того, он выдающийся скульптор и художник. В каждой области его творческие достижения вдохновлены его любовью к используемым материалам и пониманием тех возможностей творческого выражения, которые он в них видит. Для других музыкантов лучшее средство творческой реализации — гитара, пианино или скрипка. Есть множество примеров того, что творческое воображение людей питается конкретным средством выражения — не акварелью, а пастелью, не математикой, а алгеброй. Однажды я разговаривал с университетским преподавателем алгебры из Калифорнии, который назвал себя «алгеброговорящим» человеком. Когда он начал учить алгебру в школе, у него было интуитивное понимание этого предмета. Он сказал мне, что английский стал его вторым языком, первым была алгебра. Сейчас он проводит большую часть своей жизни, разговаривая на алгебраическом языке.

Обнаружение «своего» средства часто становится переломным моментом в творческой жизни человека. Композитор и дирижер Леонард Бернстайн рассказывал, как влюбился в музыку. Он был ребенком, когда однажды утром спустился со второго этажа и увидел в холле пианино. Очевидно, его родители согласились взять на время инструмент, принадлежавший их друзьям, пока те были в отъезде. Семья Бернстайна была не особо музыкальной, и мальчик никогда не видел пианино вблизи. С детским любопытством он поднял крышку, нажал на клавишу и услышал звук инструмента. Волна приятного волнения пробежала по его телу. Он не знал, почему это случилось, но понял, что хочет проводить как можно больше времени, производя такие звуки. Он нашел свое средство и этим открыл дорогу для своего творческого потенциала.

Фарфор появился в Британии в XVIII веке. Некоторые из самых изысканных и ценных фарфоровых изделий были изготовлены на фарфоровой фабрике в Челси, основанной Николасом Спримонтом в 1743 году. До того как Спримонт открыл для себя фарфор, он был серебряных дел мастером — заметим, хорошим мастером — и неплохо зарабатывал. Но после того как он обнаружил новый материал, его воображение разыгралось. Он полюбил фарфор и понял, какие открываются перед ним возможности. За двадцать лет он изготовил множество прекрасных изделий, которые намного превзошли его работы в серебре. Творческая энергия и достижения стимулировались отношением Николаса Спримонта к фарфору и теми возможностями, которые он увидел в новом материале.

Творческие способности присущи каждому человеку. Это качество постоянно открывает возможности по-другому видеть, мыслить и действовать.

Неправильный выбор средства выражения способен подавить стремление к творчеству. Несколько лет назад я писал книгу и работал с очень хорошим литературным редактором. Она прекрасно разбиралась в стиле и значительно повысила качество книги, как и полагается людям этой профессии.

Когда-то эта женщина была пианисткой. Я спросил ее, почему, она бросила музыку. Она сказала, что давала концерт в Лондоне с выдающимся дирижером. После концерта они ужинали. За едой он сказал, что она прекрасно играла. «Но ведь вам это не приносило удовольствия, не так ли?» — добавил дирижер. Она была ошеломлена. Такая мысль не приходила ей в голову. Она согласилась, что не получила особого удовольствия — и никогда не получала. Дирижер спросил, зачем же она этим занимается, и она ответила: «Потому что я это умею».

Мой редактор объяснила, что родилась в семье музыкантов, занималась музыкой с детства и проявила незаурядные способности; продолжала обучение и получила степень в музыке, затем защитила докторскую диссертацию по музыке и стала концертирующим исполнителем. Ни она, ни кто-либо другой никогда не задумывались над тем, хотела ли она заниматься музыкой, нравилось ли ей это. Она играла на пианино, потому что хорошо умела это делать. Дирижер сказал: «Если что-то хорошо получается, это недостаточное основание, чтобы посвятить этому жизнь». Эта мысль засела у нее в голове и не давала ей покоя, пока она не поняла, что дирижер прав. Окончив концертный сезон, она закрыла крышку рояля и больше никогда не открывала ее. Вместо этого она занялась книгами и искусством, которые действительно любила. Найдя свое призвание, человек раскрывает свой творческий потенциал и становится собой. Помочь людям обнаружить свои творческие способности — верный способ высвободить лучшее, что есть в человеке.

Завершение

В главе 5 я сказал, что человеческий интеллект многообразен, динамичен и индивидуален. То же относится и к творчеству. Творческие способности обнаруживаются при любом типе человеческого интеллекта и в самых разнообразных областях его применения. Творческие способности требуют установления динамических связей, а их результаты всегда уникальны. Творческий потенциал — это не отдельный талант, который либо есть, либо нет. Он включает множество психических функций, сочетаний навыков и личных качеств. Все мы обладаем творческими возможностями, но очень многие не видят в себе этих начал, на самом же деле эти люди просто никогда не изучали и не практиковали того, что подразумевается под словом творчество. Творческие способности присущи каждому человеку. Это качество постоянно открывает возможности по-другому видеть, мыслить и действовать. Следовательно, по выражению американского психолога Джорджа Келли, ни один человек не имеет права полностью подчиняться обстоятельствам: «Никто не должен быть жертвой собственной биографии». Или, как однажды сказал Карл Юнг, «Я — не то, что со мной случилось. Я — то, кем выбираю стать».

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend

Adblock
detector