Познать свой разум

Топография разума

Топография разума

Ученые давно поняли, что разные участки мозга обладают разными функциями. В Средние века верили, что разум состоит из набора способностей, каждая из которых локализована в своей части мозга. Под способностями подразумевались память, воображение и логическое мышление. Этой теорией обосновывалась классическая учебная программа грамматических школ. Считалось, что память тренируется при изучении латыни, логическое мышление — при занятиях геометрией, развитию воображения способствуют поэзия и музыка.

Головной мозг разных людей выглядит примерно одинаково, и их череп имеет приблизительно одну и ту же форму. При более близком исследовании выясняется, что каждый череп обладает индивидуальными выпуклостями и вмятинами, варьируется по форме и размеру. Австрийский врач и анатом Франц Галль (1758-1828) изучал мозг сотен трупов, пытаясь найти соответствие между формой мозга и личностью его бывшего владельца. На основании своих исследований он разработал теорию о личности, форме мозга и характерном расположении выпуклостей, или шишек на черепе, получившую название френологии, буквально «наука о разуме». Галль выделил личные качества, всего тридцать два, связанные с расположением шишек на черепе. Френологи утверждали о наличии прямой связи между такими специфическими функциями, как речь, и определенными участками мозга. Впоследствии более глубокие исследования головного мозга опровергли френологическую теорию Галля.

Исследования людей с повреждениями головного мозга, проводившиеся в XIX веке, показали, что идея об ограниченной локализации определенных функций головного мозга ошибочна. Современные исследования также обнаружили, что способности нашего мозга гораздо сложнее и динамичнее, чем предполагали ранние теории. За последние тридцать лет использование различных технологий сканирования позволили сделать революционные открытия в изучении живого мозга. Благодаря современным методам можно отслеживать электрическую активность и ток крови в головном мозге во время разных видов деятельности; вследствие этого появились новые данные о двух уровнях работы мозга. Мы стали лучше понимать функции и взаимодействие разных участков мозга, смогли наблюдать на молекулярном уровне его синаптические и нейронные процессы. Исследования на обоих уровнях позволяют увидеть тройственную природу творчества, обусловленную тем, что человеческий интеллект многообразен, динамичен и индивидуален.

Рубрики

Партнеры: