Теория и идеология

Теория и идеология

Рационалистическое восприятие мира заключается в том, что человеческое знание уверенно развивается с помощью новых теорий, систематически возводящихся на старых. На самом деле происходит нечто иное. На практике теории зависят от социальной моды так же, как длина юбки или форма лацканов. Большая часть теории остается относительно неизвестной. Во всем мире ученые, деятели искусства и философы генерируют разнообразные новые идеи. Но лишь некоторые из них внезапно овладевают воображением масс, несмотря на то что в то же самое время существует множество аналогичных теорий, и каждая из них, может быть, так же соответствует наблюдаемым фактам и столь же реалистична, как остальные. Политические теории — убедительный тому пример. Почему одни из них берут верх над другими? Не всегда потому, что они лучше.

Тестирование интеллекта приковывает внимание политиков и деятелей образования и препятствует развитию новых теорий с 1900-х годов и до настоящего времени, несмотря на многие концептуальные и методологические недостатки и высокую социальную цену системы IQ. Какие бы принципы ни управляли модой на теории, это не просто последовательность прогрессивно развивающихся позитивных идей. Действуют и другие факторы. Теории закрепляются не потому, что они доступны, а потому, что удовлетворяют какую-нибудь потребность.

Очевидно, что теории разрабатываются как объяснение. Но часто они закрепляются и по другим причинам. Естественные теории образования пользовались влиянием в 1950-1960-х годах не только потому, что соответствовали образованию в его восприятии тогда, но и потому, что выражали определенные чаяния того поколения учителей. Аналогичным образом психометрические теории прошлого соответствовали селективным интересам общественного образования. Значимость теории объясняется не только ее удобством, но и идеологией. Для теории очень важна такая характеристика, как экспрессия. Процесс возникновения и утверждения теорий — часть сложной, органической ткани человеческой культуры, — но только часть и далеко не вся культура.

Культура — продукт человеческого творчества. При этом творческое мышление и творческие достижения процветают в одних условиях и подавляются в других. Что означают все вышеизложенные положения с точки зрения условий, создаваемых в государственных организациях, корпорациях, фирмах и, самое главное, в школах и университетах для развития культуры творческой деятельности?

Добавить мысль

Рубрики