Педагогика

СОН

естественное психическое состояние личности и коры головного мозга, определяемое суточным биоритмом и проявляющееся как прогредиентный переход от состояния ясности сознания к его потере (при засыпании) и обратно — к ясности (при пробуждении). Дж. Моруцци, отвечая на вопрос о том, почему мы спим, сказал, что главным считает восстановительные процессы мозга, но не быстрые, связанные с синаптической передачей и совершающиеся по закону «все или ничего», а медленные, тонические процессы, лежащие в основе обучения, восприятия и сознания. С. представляет собой совокупность двух основных чередующихся фаз, к-рые получили название С. медленного и С. быстрого (или парадоксального); их физиологические характеристики во многом противоположны. Фазы С. медленного и быстрого образуют цикл длительностью в 60-90 мин, повторяющийся в естественном ночном С. 4-5 раз. Длительность фаз С. быстрого к утру увеличивается, а медленного — убывает. При общем лишении С. сначала восстанавливается С. медленный, а затем быстрый. С. способствует восстановлению функций соматических тканей и нервных клеток, психологической стабилизации, защите личности от нерешенных конфликтов, отбору и сохранению в памяти значимой информации. «Восстановительные» функции обычно приписывают медленному С., а для объяснения функций быстрого С. последнее время все больше привлекаются информационные теории, сущность к-рых сводится к пониманию задач С. в переработке поступающей в бодрствовании информации. Быстрый С. обеспечивает процессы программирования в мозге, необходимые для развития и поддержания генетически предопределенных функций, таких, напр., как инстинкты. В быстром С. осуществляется поисковая активность, задачей к-рой является компенсация состояния отказа от поиска в бодрствовании. Согласно А. Борбели (1989), потребность в С. определяется двумя процессами — процессом расслабления, утомления, к-рый нарастает во время бодрствования, и циркад — ным процессом, циклом «активности — покоя» (пик покоя около 4 ч утра, пик активности — около 4 ч дня). Уровень потребности в С. увеличивается во время бодрствования и уменьшается во время сна (по мере снижения доли дельта-сна), циркадный же ритм независим от предшествующего сна или бодрствования, он находится под воздействием «внутренних, биологических часов организма». Тот факт, что потребность в С. увеличивается при возникновении проблем и сложных периодов в жизни человека, можно объяснить необходимостью устранения противоречий между отдельными частями индивидуального опыта, к-рое почему-либо не может быть достигнуто в бодрствовании (напр., вследствие «отказа от поиска», по Ротенбергу, или из-за запретов на совместную актуализацию определенных элементов опыта и т.д.). Перебор, «тестирование» комбинаций, приводящие к согласованию вновь сформированных в состоянии бодрствования систем с уже имеющимися в памяти индивида системами разного фило — и онтогенетического возраста, может привести к неожиданным решениям, затрудненным в бодрствовании. Этим объясняется то, что во сне может осуществляться проверка гипотез, решение важных проблем, постоянно волнующих человека и занимающих все его мысли, напр. открытие Д.И. Менделеевым периодической системы или Ф.А. Кекуле — структуры бензольного кольца. Из приведенных соображений, с одной стороны, следует, что запоминание материала, включающее «вписывание» новых элементов опыта в структуру уже имеющегося индивидуального опыта, т.е. модификация межсистемных отношений, будет улучшаться, если интервал между обучением и тестированием заполнен естественным сном, во время к-рого осуществляется перебор новых комбинаций элементов опыта. С др. стороны, было бы логично ожидать, что блокирование активности нейронов новых систем, т.е. уменьшение материала для комбинирования, должно сказаться на потребности в С. Действительно, прием алкоголя, к-рый избирательно угнетает активность нейронов новых систем, уменьшает фазу быстрого С. Многие экспериментальные данные говорят о том, что информация, полученная в бодрствовании, подвергается повторной обработке во время С.

Рубрики

Партнеры: