Педагогика

СЕМИОТИКА

наука о знаках и знаковых системах. Она распадается на три основные отрасли: а) семантику, исследующую соотношение знака и обозначенного; б) синтаксис, изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; в) прагматику, исследующую закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения. Существует расширенное и более узкое понимание знака и соответственно С. При расширенном понимании в предмет С. включают все физические явления, выступающие для человека как заместители др. явлений: дым как знак пожара, гром как знак надвигающейся грозы и т.д. (обычно называемые в С. не знаками, а признаками). Более узким является понимание С. как науки только о таких физических явлениях, к-рые используются для передачи информации и специализированы для этой цели. Тогда предмет С. охватывает, напр., сигналы животных, изучаемые специальной областью — зоо — семиотикой. Наконец, возможно понимание С. только как науки о собственно знаках («человеческих» знаках), обладающих не только объективной функцией, но и содержанием, доступным сознательной интерпретации. Если сохранить термин «знак» только за этим классом явлений, то на более элементарных уровнях можно говорить соответственно о сигналах и признаках.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте