РАССЕЯННЫЙ ШКОЛЬНИК

Нередко кажется, что все школьные беды ребенка – от его невнимательности. Попробуем разобраться в причинах этого огорчительного явления.

Психологи различают внимание и внимательность. Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна всем людям без исключения. А вот внимательность – сложившееся качество личности. Р.ш., как и все др. дети, способен «обратить внимание». Однако он часто не может сосредоточиться: ему не хватает внимательности. Понятно, что это не лучшим образом сказывается на его школьных достижениях.

Рассеянность нередко обусловлена каким-то соматическим заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, напр., воспалением носоглотки, аденоидами. Но почему же тогда так много невнимательных среди здоровых детей? Понятно, что не стоит ждать особой сосредоточенности, если ребенок устал, или ему неинтересно, или у него в данный момент др. желания, а вокруг много посторонних раздражителей. Но эти объяснимые временные состояния постепенно складываются в общий стиль учебной работы, а затем становятся жизненным стилем.

Организация внимания школьника на уроке зависит прежде всего от мастерства учителя. Дома же родителям приходится брать эти функции на себя.

•  Создайте ему спокойную обстановку для работы, не допускайте перегрузок и утомления. Сделайте так, чтобы в учении для него было больше увлечения, чем принуждения. Для таких детей особенно важно всегда начинать приготовление уроков в одно и то же время. Тогда им легче мобилизоваться, настроиться на работу. Установка вырабатывается и на постоянное рабочее место. Достаточно усесться за привычный стол, и приходит рабочее настроение. Причем желательно, чтобы это место было местом только для занятий, а не для игр и дополнительного чтения. Тогда ничто не будет отвлекать ребенка от основного занятия.

•  Все необходимое для работы всегда должно быть у ребенка под рукой, начиная от ручки, бумаги и прочего до таблиц, схем, словарей и т. п.

•  В перерывах между сложными видами работы используйте приемы расслабления или двигательную разрядку.

•  Развивайте у вашего школьника навыки самоконтроля, самопроверки выполненной работы. Можно специально составить текст из 13-14 предложений. В каждое предложение включите 1-2 обычные для вашего школьника ошибки. Напр., пропуски букв, слой; повторение слогов в слове; замена букв или слов и т. п. Ребенку надо проверить текст, найти и исправить в нем ошибки. Причем проверять можно разными способами:

1)  самостоятельно, читая про себя;

2)  читая вслух и отчеркивая слоги вертикальными черточками;

3)  сравнивая текст с правильным образцом.

Научите ребенка при проверке пользоваться непрозрачной линейкой. С ее помощью слово открывается постепенно, по слогам, без забегания вперед. Ошибки часто не замечаются потому, что ученик забегает вперед и «узнает слово».

•  Выберите специальное время для упражнений, развивающих способность к сосредоточению, концентрации, повышающих устойчивость внимания, умение переключаться. Таких упражнений достаточно много, но они должны быть интересными и не восприниматься как продолжение скучных уроков.

•  Например, если первоклассник невнимателен при чтении и письме, предложите ему такое задание. Возьмите несколько страниц печатного текста из старой книги или журнала (шрифт должен быть достаточно крупным). Инструкция: «Вычеркни все буквы «т», а буквы «д» обведи кружком». А потом вместе с ребенком проверьте, сколько допущено ошибок. Упражнение можно повторять каждый день, меняя инструкцию. Постепенно количество ошибок будет снижаться.

•  Можно найти специальные фигурные таблицы для тренировки способности к переключению внимания. Дается инструкция: в каждой фигурке таблицы поставить определенный значок. Напр., в квадрате – горизонтальную черточку, в кружке – вертикальную, в треугольнике – точку и т.д.

•  Очень полезны упражнения по расшифровке сообщений, записанных специальными значками (вроде пляшущих человечков из рассказа А. Конан-Дойля). Придумайте такой секретный алфавит и составьте с его помощью небольшое письмо. Это довольно сложный вид работы, но очень полезный для тренировки способности к концентрации и распределению внимания. .

•  Известное упражнение – отыскивание по порядку чисел, произвольно разбросанных на листе бумаги. Вы можете сами нарисовать такую таблицу.

Упражнений по развитию внимания в специальной литературе можно найти много. Выбирайте те, к-рые интересны вашему ребенку. Главное – занимайтесь понемногу каждый день и обязательно вместе с ребенком фиксируйте его успехи.

•  Есть и еще одно средство против рассеянности – это любознательность. Приучите ребенка наблюдать и замечать все значительное и ценное из того, что происходит вокруг: на улице, в кино, дома. Пусть у него постоянно возникают вопросы: «Что это такое?», «Что это значит?», «Почему так происходит?» При этом важно, чтобы он учился самостоятельно находить ответы.

И психологи, и родители, уже вырастившие школьников, знают: через годик-другой рассеянный первоклассник в конце концов научится сосредоточиваться на задании, внимание станет более устойчивым, придет и умение переключаться с одной работы на другую. Кажется, все наладилось. Но почему тогда в подростковом возрасте вновь возникают проблемы с вниманием? Почему ухудшается успеваемость? Причины невнимательности и рассеянности подростка – в противоречиях его нового состояния. Он может управлять своей памятью, строить новые теории и гипотезы, но вот над своими эмоциями, над своей личностью в целом не властен. Это связано с новыми переживаниями, интересами, эмоциональной неустойчивостью. И все поведение подростка, и его учебные успехи полностью зависят от его нынешних потребностей и переживаний. Бессмысленно задавать ему вопросы: «И о чем ты только думаешь? Ошибка на ошибке!»

Важнее всего для подростка – познать свои силы и возможности, узнать, как оценивают тебя окружающие. Если учеба так или иначе помогает в этом, тогда подросток испытывает к ней интерес, тогда внимание становится устойчивым и концентрированным.

Читайте далее:

Оставьте комментарий