Педагогика

ПОТРЕБНОСТЬ (в психологии)

состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. П. выступает как такое состояние личности, благодаря к-рому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. П. человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеческой культуры. Поскольку процесс удовлетворения П. выступает как целенаправленная деятельность, П. являются источником активности личности. Если в П. деятельность человека, по существу, зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется в виде собственной активности субъекта. Поэтому раскрывающаяся в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем П., составляющая ее сущность. Воспитание разумных П. является одной из центральных задач. П. человека не являются врожденными, они формируются в процессе освоения им социальной действительности, становления его личности на основе врожденных предпосылок. Развитие человеческих П. происходит через расширение и изменение круга их предметов. Общественное производство материальных благ и духовных ценностей обусловливает развитие общественных П., к-рые присваиваются индивидами в процессе социализации, вхождения в мир общественных отношений, овладения материальной и духовной культурой человечества.

Главным основанием для выделения видов П. является характер деятельности, к осуществлению к-рой П. побуждают субъекта. По этому основанию выделяют П. оборонительные, пищевые, половые, познавательные, коммуникативные, игровые, творческие и др. Существует несколько десятков др. оснований классификации человеческих П. Наиболее существенные и распространенные из этих классификаций: по происхождению (биогенные, психогенные и социогенные), по субъекту (индивидуальные, групповые, общественные, общечеловеческие), по объекту (материальные и духовные), по функции (П. физического и социального существования; П. сохранения и П. развития) и т.д. Многие П. трудно однозначно классифицировать по этим основаниям; так, есть П., сочетающие в себе черты материальных и духовных или эстетических и познавательных П.

На наш взгляд, пристального внимания заслуживает классификация П., предложенная П.В. Симоновым. Согласно его мнению, исходными, самостоятельными по происхождению, базисными по своим характеристикам являются следующие П.

1.  Витальные (биологические) П. в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредностей и т.д. призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе на высшей стадии ее развития. Они порождают множество материальных квазипотребностей в одежде, жилище, технике, необходимой для производства материальных благ, средствах защиты от вредных воздействий и т.п. К числу биологических П. относится и П. в экономии сил, побуждая человека искать наиболее короткий и простой путь к достижению своих целей. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствования навыков, но может приобрести и самодовлеющее значение, трансформировавшись в лень.

2.  Социальные П. в узком и собственном смысле слова (поскольку социально опосредствованы все побуждения человека), включающие П. принадлежать к социальной группе (общности) и занимать в этой группе определенное (не обязательно лидирующее) место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Среди социальных П. следует особо выделить П. следовать нормам, принятым в данном обществе, без к-рой существование социальных систем оказалось бы вообще невозможным.

3.  Идеальные П. познания окружающего мира и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям. Познавательная П. не является производной от биологических и социальных П., хотя, разумеется, вторично связана с ними самым тесным образом. П. познания ведет свое происхождение от универсальной П. в информации, изначально присущей всему живому наряду с П. в притоке вещества и энергии.

По П.В. Симонову, витальные, социальные и идеальные (познавательные) П., в свою очередь, делятся на две разновидности: на П. сохранения и развития (П. «нужды» и «роста» по терминологии англоязычных авторов).

Рубрики

Партнеры: