Проблемы образования

Перед лицом перемен

Проблемы образования

Современные системы образования не рассчитаны на решение задач, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Они были разработаны для нужд прошлого века. Реформы недостаточно — система образования нуждается в радикальных переменах. Одна из основных причин того, что столь значительное количество людей не считает себя творческими, коренится в образовании, которое они получили. Пикассо как-то сказал, что каждый ребенок — художник; трудно, однако, остаться художником, выйдя из детского возраста. Понятие «творчество» не относится исключительно к занятиям искусством или исключительно к профессии художника; и я глубоко убежден, что мы не приобретаем творческий потенциал — мы лишаемся его. Чаще всего это происходит под влиянием образования. Творчество — многогранный процесс, включающий в себя множество обычных способностей и некоторые специфические навыки и приемы. Творчество поддерживается разными типами мышления. Творчество опирается на критическое суждение, равно как и на воображение, интуицию и даже предчувствие. Доминирующие формы образования активно подавляют условия, жизненно необходимые для созидания. Маленькие дети, поступая в школу, обычно переполнены творческими идеями. К окончанию школы многие из них полностью утрачивают уверенность в своих способностях. Важно понять, почему и как это происходит. Взрослые люди вполне могут раздуть тлеющие угольки творческих сил в себе и других. Но если творчество должно занять центральное место в нашем будущем, сначала ему необходимо стать сутью процесса образования.

Реформы и перестройка

По мере того как технологическая и экономическая революция набирает ход, образовательные системы всего мира подвергаются преобразованиям. Реформы почти всегда фокусируются на «усовершенствовании» существующей системы. У большинства стран в этом вопросе двоякая стратегия.

С одной стороны, необходимо упростить доступ к образованию и увеличить число поступающих в высшие учебные заведения. Поскольку сегодня образование и обучение стали частью крупного бизнеса, то спрос на дипломы растет год от года. С другой стороны, требуется повышать стандарты, которые должны быть высокими. Само собой разумеется, это хорошая мысль — повысить образовательные стандарты. Зачем же их понижать, не правда ли? Но, спрашивается, что это за стандарты? Дать образование как можно большему количеству людей в соответствии с более высокими стандартами — жизненно необходимо. Но, помимо всего, мы должны обучать своих детей совсем иначе.

Образование не бывает беспристрастным развитием природных способностей человека, и оно никогда таковым не было. Массовое образование зиждется на двух опорах. Во-первых, на экономических предпосылках: системы образования складывались в специфических условиях, продиктованных рынками рабочей силы. Но многие из этих предпосылок безнадежно устарели. Во-вторых, на предпосылках интеллектуальных: системы образования формировались под воздействием определенных идей о способности к обучению. При этом абсолютно игнорировались любые прочие дарования, которые столь же важны, особенно с точки зрения творческого начала в ребенке. Сегодня назрела необходимость полной перестройки образовательной системы,

и, возможно, самый убедительный показатель этого — инфляция высшего образования.

Рубрики

Партнеры: