Нелинейность жизни

15642

Термин «культура» в определенном смысле органичен, потому что само это понятие предполагает наличие живых процессов роста и развития. Человеческие культуры постоянно развиваются через мысли, чувства и действия людей. Подобно жизни каждого отдельного человека, более широкие процессы культурного развития не линейны, поэтому их нелегко предсказать. Они динамичны, органичны и сложны. Процесс культурных изменений часто с трудом поддается пониманию в ретроспективе и вовсе не поддается планированию. Позвольте привести три небольших примера.

Рок-н-ролл прокатился по западному миру в 1950-1960-х годах, как цунами. В своих многочисленных формах он гальванизировал послевоенное поколение и возмутил культурные чувства поколения родителей. Звезды рок-н-ролла пользовались разношерстными культурными источниками: блюз, кантри-энд-вестерн, джаз, свинг, традиционная этническая музыка и разные виды танца. Невозможно представить себе комиссию по делам культуры, которая планировали бы развитие рок-н-ролла на годы вперед – такую группу серьезных государственных мужей, выслушивающих научные выкладки по трем аккордам и обсуждающих план действий на фоне графиков статистических данных о поколении беби-бумеров. Никто не предсказал, да и не мог предсказать культурное влияние рок – н-ролла. Наоборот, законодатели и политики, размышляя на эту тему, пытались его запретить. Это явление распространялось подобно пожару, потому что его подпитывала горючая смесь творческой энергии и культурного бунта. Можно сказать, что рок-н-ролл стал успешным, потому что бросил вызов господствующему Weltanschauung и выразил новый Zeitgeist – «дух времени», ставший новой философией поколения.

Интересно, что широкое распространение рок-музыки в Британии в 1960-х и 1970-х годах не было связано или в очень малой степени было связано с музыкальным образованием в школах или колледжах. Некоторые из самых заметных фигур рок-н-ролла в то время учились в университетах. Но они поступали не в музыкальные школы, а шли в художественные колледжи. Педагогические традиции в художественных школах создавали атмосферу творческого эксперимента, личного творчества и альтернативной культуры, совершенно свободной от формальной консерваторской атмосферы музыкальных школ. Во всех этих отношениях художественные колледжи создавали неожиданную питательную среду для рок-культуры – еще один пример нелинейной сущности культурных тенденций.

Второй пример – ускоряющийся рост социальных сетей в настоящее время. Когда Билл Гейтс и Пол Аллен пестовали в 1970-х годах свою еще неоперившуюся компанию Microsoft; когда в конце 1970-х Стив Джобс и Стив Возняк проектировали свой персональный компьютер Apple; когда Тим Бернере-Ли раздумывал у себя в Швейцарии, можно ли объединить базы данных компьютеров во Всемирную сеть, – ни один из них не мог представить тот феномен, который появился с их помощью в начале XXI века. Google, Twitter, Facebook, Flickr и тысячи других социальных сетей распространяются подобно вирусу по всему мировому культурному пространству. Это необычайное явление приводилось в движение древним человеческим желанием общаться с себе подобными и делиться идеями и информацией. Даже самые изощренные технологии меняют мир лишь в том случае, если они связаны с основными человеческими влечениями. Вот тогда-то их влияние непреодолимо.

Третий пример нелинейности – судьба сотового телефона. В последнее десятилетие сотовый телефон был основной платформой для цифровых коммуникаций. Как только появился iPhone и его многочисленные имитации, были разработаны тысячи новых приложений, превращающих сотовый телефон в рог изобилия новых цифровых ощущений и возможностей. Поколению молодых пользователей музыкальные, визуальные и игровые возможности смартфонов оставляют мало времени и желания для общения по телефону. Сегодня молодые люди предпочитают обмениваться текстовыми сообщениями, а не звонить. В результате через два года после 2008-го ежегодный показатель использования мобильных телефонов для общения снизился на 30 процентов, обеспечив соответствующее снижение прибыли телекоммуникационных компаний, которые так стремились повысить продажи телефонов. Как и в случае с другими культурными тенденциями предсказать это было трудно.

Читайте далее:

Оставьте комментарий