Педагогика

НАУЧНАЯ ШКОЛА

Н.И. Родный (1972) отметил три наиболее существенных признака понятия «научная школа».

Во-первых, Н.ш. представляет собой научный коллектив во главе с научным руководителем, к-рый является автором определенной исследовательской программы. Научные программы такого рода соединяют в себе перечень проблем, на решение к-рых ориентируется коллектив, с определением принципиальных подходов к их решениям. Наличие этих подходов предполагает, что у руководителя Н.ш. есть теоретическая концепция, корректируемая и обогащаемая в процессе работы. Не всегда деятельность Н.ш. начинается с того, что ее научный руководитель выдвигает научную теорию, получившую признание в научном мире: в ряде случаев эта теория создается в процессе деятельности Н.ш. В создании такой теории принимают участие сотрудники данной школы, но решающая роль в ее разработке, как правило, принадлежит руководителю.

Во-вторых, для большинства Н.ш., в отличие от др. научных коллективов, характерно уравнивание в актуальности, с одной стороны, задач научного характера, с другой — подготовки оригинальных исследователей. В Н.ш., где подготовка исследователей недооценивается, существует принципиально иной климат, чем в тех, где эта задача выдвигается на первый план. Такие школы, как правило, лишены перспективы пережить своего руководителя и тем самым инициировать дочерние и внучатые Н.ш. Примером школы подобного типа, к сожалению, была школа выдающегося химика Н.С. Курна — кова, практически распавшаяся после его смерти, хотя сотрудники ее продолжают успешно работать в разных областях физико-химического анализа. В Н.ш. такого типа единственный генератор идей — ее руководитель, ориентирующий коллектив на их проверку и развитие, но не на выдвижение новых идей, закладывание новых научных направлений.

Н.Н. Семенов (1969) писал, что талантливые ученики не должны повторять работы учителя, не обязательно должны развивать его конкретные идеи, ибо такое понимание школы нередко ведет к эпигонству и ее вырождению. Такие Н.ш., говоря словами Л. де Бройля, часто превращаются в капеллу верующих, где царит непримиримая ортодоксальность. Питомцы таких школ чаще всего оказываются эпигонами. Несомненно, гораздо большее влияние на развитие науки оказывают Н.ш., одинаково активно решающие как задачи научного характера, так и задачу подготовки новых поколений ученых. Такими Н.ш. в отечественной науке были школы А.Ф. Иоффе и Н.К. Кольцова.

В-третьих, для Н.ш. характерен определенный стиль работы, остающийся неизменным при перемене проблематики. Пожалуй, эта черта, отмечает английский биохимик Г. Кребс, делает Н.ш. наиболее привлекательной для молодежи, получающей в ней то, что чрезвычайно трудно приобрести, не работая в тесном контакте с руководителем Н.ш., не дыша ее атмосферой. Следовательно, притягательная черта Н.ш. — стиль работы («климат»). Напр., «климат» Копенгагенской школы Н. Бора В.Ф. Вейскопф характеризует так: «Вряд ли можно себе представить ту атмосферу энтузиазма и интеллектуального подъема, к-рая царила тогда в Институте (в Институте теоретической физики, возглавлявшимся Н. Бором. — Е.Р.). Влияние Бора проявилось здесь в полную силу. Он создал свой особый стиль физики — т.н. копенгагенский стиль».

Характерные черты стиля Н.ш., из к-рых выходят оригинальные исследователи, новаторы в науке, — это демократизм творчества, полное отсутствие в научной работе «табели о рангах»; признание решающей ценностью не служебное положение научного работника, а силу и своеобразие его мышления; дух партнерства в поисках решения проблемы, в поисках истины; поддержка смелой инициативы; уважение к критике, воспитание способности к самокритике. Н.ш. оставляет неизгладимый след в истории науки не только потому, что в ней успешно решаются актуальные проблемы науки, но и потому, что из нее выходят новые лидеры науки, формирующие новые научные направления и новые Н.ш.

Н.ш. возникли в начале XIX в., на определенном этапе развития науки; до этого временя научные программы, имевшие эпохальное значение, выдвигались и разрабатывались отдельными учеными. Организатором в руководителем первой Н.ш. (1825) был известный немецкий химик Ю. Либих.

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте