Педагогика

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной. Основные проблемы И.п.: 1) анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами, в частности компьютерами; 2) исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними; 3) анализ психологической структуры деятельности оператора; 4) исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов; 5) исследование процесса приема человеком информации, изучение сенсорного «входа» человека; 6) анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решения, психологических механизмов регуляции деятельности операторов; 7) исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»; 8) разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля; 9) анализ и оптимизация процессов обучения операторов. В процессе развития И.п. произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентри — ческого подхода — к антропоцентрическому.

Рубрики

Партнеры: