Педагогика

ФРЕЙДИЗМ

философско-психологическое учение XIX и начала XX в. о личности человека, получившее название по имени основателя — австрийского психиатра 3. Фрейда; включает в себя теорию и технику психоаналитической терапии. Центральное звено терапии Ф. состоит в признании того, что движущими силами развития личности являются инстинктивные влечения: сексуальное и агрессивное. Так как удовлетворение этих влечений наталкивается на препятствие со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного, и проявляются в реальной жизни в виде символов. Последними могут стать как простейшие действия, оговорки, описки, так и произведения человеческой культуры и искусства. Согласно учению 3. Фрейда, структура личности состоит из следующих инстанций: Оно, Я и Сверх-Я. Оно составляют биологические влечения, требующие непосредственного удовлетворения, к-рое блокируется инстанцией Сверх-Я

цензорным компонентом личности. Сверх-Я складывается из интерио — ризированных социальных нормативов и ценностей. Конфликт между несовместимыми требованиями Оно и Сверх-Я разрешается инстанцией Я, функция к-рой состоит в приспособлении человека к реальности посредством выработки механизмов защиты: вытеснения, проекции, регрессии, сублимации. При недостаточной выработке мер защиты возникает невроз, в основе к-рого лежат, по 3. Фрейду, психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознанными и вытесненными влечениями ребенка к родителю противоположного пола (комплекс Эдипа или Электры). Теория лечения неврозов предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Это достигается благодаря специфическому эмоциональному контакту врача и пациента — «перенесению».

Рубрики

Партнеры: