ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

внешнее выражение процесса воспитания. История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях, к-рые не остаются постоянными. Изменялось прежде всего число детей: от единиц и десятков школьников в далеком прошлом до обязательного школьного воспитания всех детей сегодня. Поэтому первым критерием для анализа Ф.в. может быть количественный. По количеству охватываемых процессом воспитания людей Ф.в. делятся на индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Число воспитанников в группе (коллективе) колеблется от 5-7 до 25-40, а при массовых формах верхний предел числа не ограничен. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается. Сравнение различных форм заставляет отдать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания. Их неоспоримое преимущество – возможность очень быстро и прицельно пересматривать формы организации воспитания, оперативно изменять педагогическую тактику при изменении условий. Однако высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания – серьезное препятствие на пути его широкого распространения. Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых (коллективных) Ф.в., отличающихся достаточной эффективностью (при условии квалифицированного педагогического руководства) и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг. Последняя причина – решающая при выборе Ф.в. в нашей стране.

Оставьте комментарий

Сохранить информацию?

Send this to a friend