Педагогика

ФОРМАЛИЗМ (в обучении)

механическое заучивание учебного материала без достаточного понимания его содержания, сущности изучаемых вопросов и неумение применять его на практике. Различают содержание знаний и форму их выражения. Содержанием знаний являются представления, понятия, законы, теории, в к-рых отражается объективная действительность. Содержание знаний, накопленных человечеством, облекается в форму слов (речи), символов, графических изображений и т.д. и в этих формах передается от поколения к поколению. Если уч-ся запоминают название предметов и явлений, заучивают словесные определения понятий и законов, не понимая их сущности и смысла, знания приобретают формальный (словесный) характер. Такие знания не могут стать основой научного мировоззрения и руководством к действию, не способствуют развитию познавательных способностей уч-ся, развивают у них лишь механическую память. Главными причинами Ф. в знаниях уч-ся являются: абстрактность в преподавании, изложение учебного материала вне связи с жизнью, с практикой, недостаточное использование в обучении дидактических принципов наглядности, сознательности и активности. Во многих школах предупреждение и преодоление Ф. достигается продуманной системой дидактических приемов. К ним относятся: широкое применение средств наглядности, постановка опытов; проведение экскурсий и практических работ; связь обучения с жизнью, с трудом; проблемное изложение знаний; постановка перед уч-ся познавательных задач, побуждающих к самостоятельному приобретению знаний и их применению, сознательность и активность в обучении. Все это способствует сознательному усвоению знаний, формированию представлений и понятий в сознании уч-ся, установлению прочных связей между формой и содержанием знаний.

Рубрики

Партнеры: