Педагогика

ЭВРИСТИКА (в современном понимании)

наука, изучающая закономерности и методику процессов поиска и нахождения такого решения той или иной задачи, к-рое, сводя к минимуму или в какой-то мере ограничивая перебор возможного множества решений этой задачи, сокращает время на решение по сравнению с существующими известными в исследовательской деятельности методами (напр., методом слепого перебора решений, методами, принятыми в классических аксиоматических исчислениях, и т.п.).

Э. соприкасается с ядром нескольких наук, к-рые также занимаются изучением эвристической деятельности (математика, логика, психология, педагогика).

В Э. разработан ряд моделей осуществления процесса поиска решения задач. Наиболее содержательной моделью эвристического поиска до сих пор считается структурно-семантическая модель, к-рая исходит из того, что в основе эвристической деятельности по решению задачи лежит принцип построения системы моделей, к-рая отражает структуру связей семантического характера между объектами, образующими «поле» задачи. В ходе построения такой модели субъект производит следующие действия 1) в потоке входной информации выделяются дискретные объекты; 2) выявляется связь между этими объектами; 3) актуализируются те выделенные множества объектов или связей, к-рые представляют интерес с т.зр. поставленной цели; 4) абстрагируются от неактуальных объектов и связей; 5) формируются обобщенные элементы из однотипных структур; 6)находятся связи между обобщенными элементами; 7) начинается поиск по полученному обобщенному лабиринту с учетом предшествующего опыта на аналогичных обобщенных лабиринтах.

В последние десятилетия значительно возрос интерес к эвристическим методам в связи с рядом новых задач, возникших в процессе использования ЭВМ. Конструкторская мысль бьется сейчас над тем, чтобы в ЭВМ вводился такой алгоритм, к-рый основывался бы не только на формальных правилах алгоритмического исчисления в машинном опыте, но и на опыте людей по решению задач данного класса. Надо иметь в виду также то, что в эвристическом исследовании большую роль играет правильно истолкованная интуиция, озарение, просветление мысли, «скачок» в процессе познания путей решения задачи, совершаемый на основе накопленного опыта по решению аналогичных задач и предшествующего практического опыта. Первая эвристическая программа для ЭВМ («Логик-теоретик»)

была составлена в 1956 г. А. Ньюэллом, Дж. Шоу и Г. Саймоном и полностью реализована на вычислительной машине. Но она решала лишь простейшие задачи и спасовала перед более сложными. Совершенней оказалась следующая эвристическая программа, предложенная этими же авторами, — «Общий решатель проблем». Для нее характерен уже больший объем введенного в эвристическую программу практического опыта людей по решению тех или иных задач.

Рубрики

Партнеры: