Связан с ожиданиями экспериментатора. Когда испытуемый глубоко убежден, что реакция испытуемых изменяется в желаемую сторону, то, даже при стремлении сохранить объективность, весьма велика вероятность, что он как- то невольно и незаметно передаст свои ожидания испытуемым, и это может повлиять на их поведение. Американский психолог Розенталь назвал так явление, состоящее в том, что экспериментатор, твердо убежденный в обоснованности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение. Чтобы устранить Э.П., разделение испытуемых на группу экспериментальную и контрольную должно производиться без ведома экспериментатора. Использование компьютеров для считывания и переработки данных тоже ограничивает вмешательство исследователя и связанную с этим субъективность.
ЭФФЕКТ ПИГМАЛИОНА (эффект Розенталя)
Рубрики
Сейчас читают:
- Аналитико-синтетический метод обучения грамоте
- Цель современного образования
- Технология обучения младших школьников (С. Н. Лысенкова)
- Традиционные технологии обучения (ТТО)
- Педагогическая система Е. Н. Ильина
- Гуманно-личностная педагогика Ш. А. Амонашвили
- Концепция (в педагогике)
- Уровни развития сюжетно-ролевой игры
- АССОЦИАТИВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
- Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры