Педагогика

ВЫТЕСНЕНИЕ

процесс активного неосознанного устранения из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для личности мыслей, воспоминаний, переживаний. В. является одним из механизмов психической защиты. Напр., в процессе длительной опасности психика, защищая себя от перегрузки, возможных психопатических изменений, может как бы «забыть» о них. Термин введен 3. Фрейдом.

разработанный П.Я. Гальпериным, предлагает учить ребенка писать буквы не от элементов к целому, а от целого к элементам. В качестве целого берется контур букв, а в качестве его элементов «отрезки неизменного направления». Детей обучают выделять в контурах букв эти отрезки неизменного направления и ставить разделительные точки там, где каждый отрезок начинается, меняет направление или заканчивается. Полученные точки переносятся на чистое место строки и по ним дети воспроизводят проанализированный контур. Дети 6 лет быстро научились этой операции и после обучения нескольким буквам под руководством взрослого самостоятельно овладевали написанием всех букв русского алфавита, легко анализировали и воспроизводили латинские буквы, армянское и грузинское письмо, стенографические знаки. При этом проставление точек скоро стало ненужным, т.к. дети успешно мысленно делили контурные изображения на отрезки неизменного направления. Как видим, у детей сложилась обобщенная схема расчленения контуров букв и каждое новое изображение начинало восприниматься сквозь призму этой схемы. Отсюда их правильное графическое воспроизведение «с места», которое постепенно автоматизировалось, переходило в навык.

Рубрики

Партнеры: