Педагогика

ПАМЯТКА ПО РЕШЕНИЮ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ (Е С. Рапацевич, 1987)

1. Проанализируйте условие задачи, уясните, что предстоит сделать: создать новое изделие или ч.-н. изменить в уже известном (увеличить, уменьшить, дополнить, усложнить, упростить, усовершенствовать определенные характеристики и т.д.). Если условие задачи непонятно, прочитайте его еще раз, вспомните или узнайте из литературных источников, как аналогичная задача решалась раньше; нельзя ли отвергнутые в прошлом принципы решения использовать в настоящее время, на новом уровне технических возможностей; поищите шуточные идеи, каламбуры, эпиграммы, пословицы, поговорки, связанные с задачей; постарайтесь представить себя в роли технического объекта; перенесите проектируемый объект в др. область с сохранением прежних функций или с изменением их; используйте функциональное подражание органам живых систем; поищите решение противоположной или видоизмененной задачи, решение задачи от конца к началу; примените складные элементы; превратите горизонтальную компоновку в вертикальную или накладную, карусельную и т.д.; измените форму создаваемого устройства; представьте объект таким, чтобы он мог совмещать несколько функций; примените для нужной вам цели известный прибор (машину, механизм), предварительно изменив нек-рые из его функций; замените механическую систему электрической (электронной, пневматической, гидравлической, оптической, акустической и т.д.).

2.  Спланируйте свою деятельность по созданию устройства: а) установите, из каких деталей должно состоять устройство (механизм), каково назначение каждой детали, как они могут соединяться между собой в определенные блоки; б) выполните эскизы и технические рисунки деталей и блоков, начертите кинематическую и электрическую схемы будущего устройства, составьте технологическую карту его изготовления; в) проанализируйте имеющиеся детали, их свойства и принцип действия; если есть необходимость, поищите возможность замены их другими.

3.  Организуйте рабочее место: разложите нужные инструменты, материалы, детали, графическую документацию так, чтобы ими было удобно пользоваться; уберите с рабочего места все лишнее.

4.  Приступив к изготовлению устройства или механизма, контролируйте выполнение каждой операции, сравнивая получаемые результаты с запланированными. Если в изготовляемом устройстве или механизме отдельные узлы не работают или работают иначе, чем предусматривалось планом, выясните, можно ли заменить отдельные части создаваемого объекта или нек-рые параметры его функций.

5.  По окончании работы уберите рабочее место: инструменты, халат, очки, материалы, детали положите на определенное место.

6.  Проанализируйте изготовленное устройство:

а) испытайте его с помощью контрольно-измерительной аппаратуры и на практике; б) выясните возможность его применения не только по назначению; в) сверьте изготовленное устройство с технической документацией и требованиями задачи и в случае необходимости внесите изменения в устройство и его конструкторско-техноло — гическую документацию; г) оцените изделие с т.зр. его надежности, технологичности, уровня стандартизации, унификации, эстетичности и экономичности; д) сдайте устройство преподавателю.

Добавить мысль

Нажмите, если хотите добавить

Рубрики