Новый взгляд на людей с ограниченными возможностями

Новый взгляд на людей с ограниченными возможностями

Узколобый взгляд на человеческие способности привел к одному крайне тяжелому последствию — распространенному представлению об «ограниченных возможностях» инвалидов. Несколько лет назад я принял участие в исследовании, финансируемым фондом Карнеги и возглавляемым кинорежиссером Ричардом Аттенборо. Мы изучали существующие методы выявления художественных способностей у людей с инвалидностью. Всем нам предстояло найти нужные доводы, чтобы, эту проблему наконец научились решать наилучшим образом. Некоторые люди с ограниченными возможностями испытывают трудности в выражении своих мыслей: кто-то не может писать или говорить, кто- то не слышит или не видит. Часто инвалидность становится клеймом на всю жизнь: инвалидов считают не только людьми с ограниченными возможностями, но и воспринимают как неполноценных. Сегодня уже не надо доказывать, что люди с физическими или другими отклонениями, с явно выраженными нарушениями функций организма могут обладать многими талантами, которые остаются невыявленными. Слишком легко проглядеть подлинные, а не «ограниченные», возможности, в которых зарыты их нераскрытые дарования и в которых таится их индивидуальность.

Особенно важно уметь выявлять скрытые таланты в ситуации, когда у людей ограничены привычные формы общения. По инициативе Сандерлендского университета начато исследование, результаты которого убедительно подтверждают правоту моего утверждения. Под руководством Фила Эллиса на основе новых технологий разработан уникальный обучающий проект «Прикосновение звука» («Touching Sound»). Он состоит из комплекта компьютерных программ по виброакустической терапии, или звукотерапии с использованием визуальной музыки. Этот новый подход к музыкальной терапии применяется для детей с диагнозом «серьезные трудности в приобретении навыков» и «глубокие и множественные трудности в обучении». В исследовании «Прикосновение звука» используют низкочастотный лазер и другие технические устройства в сочетании со звуковыми синтезаторами. Прикосновение к лазерным лучам автоматически генерирует звуки. Даже самые слабые движения способны производить довольно мощное звучание. Разработчики этого проекта превращают компьютер в передовой музыкальный инструмент, они

открывают новые пути создания и оформления звука, преодолевая барьеры традиционных методов, но при этом не обесценивая их. При технологии iMuse (Interactive Music Streaming Engine) используются очень чувствительные датчики, которые можно активировать самыми слабыми движениями, например движением век. Следовательно, даже люди с глубокими и сложными проблемами могут управлять музыкой и изображением.

Звукотерапия полагается на экспрессивный потенциал любых звуков, чтобы активизировать и развить дополнительные способы общения и самовыражения. Использование музыки в образовании может внести вклад во все виды обучения: математическое, физическое, техническое, духовное, эстетическое, творческое, социальное. Это способствует развитию разных навыков и умений, связанных с психической деятельностью ребенка: он учится фантазировать, формулировать, различать, выбирать, отклонять, оценивать, упорядочивать и структурировать.

В проекте «Прикосновение звука» принимали участие дети с самыми разными трудностями в обучении и приобретении навыков, например, дети, у которых могут двигаться лишь несколько мышц или всего лишь веки. Люди с нормальными двигательными возможностями даже не задумываются, каким образом они передвигаются в окружающем пространстве и какие приемы задействуют, чтобы выражать свои мысли и чувства. Человек с ограниченной подвижностью и мышечной атрофией, как правило, зависит от посторонней помощи, за него и для него все делают другие люди, и он имеет колоссальные трудности с самовыражением. «Прикосновение звука» дает ему возможность ощущать свое место в окружающей среде и учиться выражать себя. Чувство освобождения буквально осязаемо, и развивающий эффект может быть сенсационным. Предложенная методика, по мнению Мэри Уоттс, принимавшей участие в исследовании, «позволяет человеку самому управлять окружающей обстановкой». Уоттс объясняет это следующим образом: «Все дело в контроле и расширении возможностей. Наша технология оказала стимулирующее воздействие и на сотрудников, потому что обеспечивала мгновенную обратную связь от тех, кому они помогают». За проведение исследования доктор Эллис получил премию, что позволило ему учредить Центр звукотерапии в Сандерленде8.

Добавить мысль

Рубрики