Педагогика

МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК

способ выработки новых форм поведения в проблемных ситуациях. Широко использовался бихевиоризмом для объяснения научения как вероятностного процесса; получил распространение в психологии после работ Э.Л. Торндайка, согласно к-рым слепые пробы, ошибки и случайный успех, закрепляющий удачные пробы, определяют путь приобретения индивидуального опыта у животных и человека. Тем самым была выделена согласованность поведения со средой на вероятностной основе, что позволило при интерпретации категории действия выйти за пределы жесткой альтернативы: либо механистической, либо телеологической его трактовки. Последующая разработка проблемы научения обнаружила слабость и ограниченность объяснительных возможностей М.п. и о., ибо он не учитывает характерную для поведения направленность каждой пробы, ее включенность в определенную психическую структуру. Гештальтпсихология критиковала М.п. и о., противопоставляя ему решение проблемы путем озарения. Свое значение М. п. и о. сохранил лишь в узкой сфере искусственно создаваемых ситуаций; в частности, он вошел в состав конструктивных принципов кибернетических устройств.

Рубрики

Партнеры: