Педагогика

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Кажется, что основные причины многочисленных ошибок при письме давно известны. Это:

•  речевые нарушения (ребенок неправильно воспринимает слова на слух и ошибается при написании — напр., вместо «б» пишет «п» и т.п.);

•  импульсивность, неумение контролировать свои действия;

•  незнание правил или неумение ими пользоваться.

Но, оказывается, можно взглянуть на проблему безграмотности и с др. точки зрения. Для этого надо вспомнить, что существуют три основных канала получения информации — зрительный (визуальный), слуховой (ауди — альный) и двигательный (кинестетический). Один из этих каналов у конкретного человека развит лучше остальных, он и является главным, ведущим. Это отражается и в его основной — учебной — деятельности. Кому-то важнее в первую очередь увидеть предмет собственными глазами, например, увидеть домашнее задание на доске и переписать его себе в дневник, а кто-то предпочтет спросить соседа по парте, что написано на доске, и со слуха перепишет его в свой дневник. А кинестетик сначала откроет учебник, найдет заданное на дом упражнение, обведет его кружком и только тогда сможет запомнить, что это и есть домашнее задание. В зависимости от того, какая система получения информации наиболее развита, дети совершают те или иные грамматические ошибки.

Зрительно ориентированный ребенок не сделает ошибку, к-рая будет резать глаз. Но зато он может не заметить неправильно написанные гласные в суффиксе, в приставке или беглые гласные в корне слова, особенно в словах, к к-рым трудно подобрать проверочные слова: «собирать» и «соберет», где в слове может быть написана и буква е, и буква и.

Ошибки кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. Отсутствие внутреннего голоса, т.е. неумение продиктовать себе труднопроизносимое слово, чтобы правильно его написать, — достаточно серьезное препятствие в освоении основ грамматики.

И наоборот, дети, у к-рых ведущий — слуховой канал, при письме опираются только на проговаривание про себя. Для них это основной источник ошибок.

Часто бывает, что у ребенка при хорошо сформированной внешней речи внутренняя речь в развитии запаздывает. Если прочитать вслух то, что пишет такой ребенок, то становится ясно: он пишет под диктовку. А его внутренний голос говорит, как маленький ребенок. Чтобы научить такого школьника грамотному письму, надо помочь ему во взрослении его внутреннего голоса, сказав: «Ты будешь грамотно писать тогда, когда сам вместе с внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать их, как двухлетний ребенок».

Слитное написание слов с предлогами — это, чаще всего, следствие нек-рых нарушений в развитии пространственных представлений. Пространственные отношения предметов (к-рые и передаются в языке с помощью предлогов) не абстрагируются ребенком от самих предлогов и воспринимаются как единые понятия («под — горой», «влесу», «наголове» и т.п.). Необходимо добиваться от ребенка точного понимания тех пространственных отношений, к-рые через них передаются. Пусть ребенок проговаривает, что где находится (в, за, над, перед, под и т. п.), а также располагает предметы и детали в соответствии с вашими инструкциями (красный кубик на синий, пропеллер перед кабиной и т. п.). Аналогичные задания выполняйте при рассматривании картинок, иллюстраций, реальных сцен в магазине, в автобусе и т. п. Пусть ребенок попробует нарисовать (или найти подходящие картинки) как можно больше продолжений к предложениям типа: «Кошка сидит на…» (сначала пишется незаконченная фраза, а потом один под другим рисуются: стул, окно, дерево и т.п.), «Мальчик остановился перед…» (дверь, машина и т.п.).

Рубрики

Партнеры: