ДУАЛИЗМ

учение, исходящее в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал – материального и духовного. В наиболее развитой форме в философии Нового времени Д. представлен в учении Р. Декарта. По Декарту, существуют две субстанции – материя и дух. Основным свойством, или атрибутом, материи является протяжение, а духа – мышление. Свойства материи невыводимы из мышления, и наоборот, они не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения. Для психологии наибольший интерес представляет постановка Декартом проблемы человека, в к-ром реально сосуществуют духовное й материальное начала. Эту проблему Декарт пытался решить, опираясь на гипотезу взаимодействия, в к-рой роль посредницы между телом и душой возлагалась на шишковидную железу мозга. В постановке этой проблемы обнаружилось противоречие дуалистической философии, а именно противоречие между принципом естественной причинности и наличием двух субстанций, к-рые, в сущности, не могут находиться в каузальной зависимости друг от друга. Дальнейшее развитие Д., прежде всего в философии окказионализма (Н. Мальбранш, А. Гейлинкс и др.), показало, что решение этой проблемы возможно только при полном отказе от принципа причинности. Действующая, реальная причина оказалась вынесенной за пределы наличных субстанций, в высшую божественную субстанцию. Тем самым было показано, что обоснование принципов Д. требует введения единого основания, некоего начала бытия, каковым в окказионализме является субстанция Бога.

В психологии влияние дуалистической традиции было весьма существенным и проявлялось в долгой истории существования психофизиологической проблемы, проблемы психофизического взаимодействия. В наиболее развитом виде дуалистические принципы представлены в учении психофизического параллелизма (Вундт, Паульсен). Психологическое учение, строящееся на противопоставлении независимо существующих души и тела, сознания и мозга, приводит либо к необходимости отказа от признания причинной зависимости, либо к редукции явлений сознания к рефлексу, к мозговым процессам. Логика необходимости введения единого основания, выявленная философией окказионализма, оказывается итогом любой формы Д. Уже в философии Б. Спинозы картезианская постановка проблемы человека как «составленного» из тела и души была снята в утверждении существования человека в качестве мыслящего тела. Универсальная природа человека обнаруживается, согласно Б. Спинозе, в способности мыслящего тела строить свое собственное движение по логике любого др. тела.

Читайте далее:

Оставьте комментарий