Культура и творчество

1415096013_1

Все мы сейчас «подвешены на паутине смыслов» и не можем избежать глубокого влияния идей других людей. Культурное знание – это сложная паутина, и каждый из нас владеет относительно небольшой ее частицей. В некоторых областях каждый из нас может претендовать на относительно высокую осведомленность или даже экспертное знание. Но существует множество других, в которых мы любители или просто невежды. Мы становимся зависимыми от знаний других людей во многом ради собственного понимания мира. Мы связаны вместе сетями знаний. В крупных сообществах и организациях эти сети чрезвычайно сложны.

Огромная часть наших знаний получена от других людей в самых разных формах: в виде историй, анекдотов, теорий, систем верований, постов в блогах и пр. Все меньше людей сегодня на основании личных наблюдений и мнений строят собственный взгляд на мир, и все больше – зависят, непосредственно или через различные источники средств массовой информации, от сообщений посторонних. Собственно, такое соотношение было всегда, но в настоящее время запас человеческих знаний удваивается каждые десять лет и темп распространения знаний только растет.

Одним из результатов такой диспропорции можно считать интенсивную и постоянно возрастающую специализацию во всех дисциплинах – тенденция знать как можно больше о мельчайшем. По мере распространения знаний рост специализации неизбежен. При этом мы рискуем утратить видение целостной картины мира, перестанем понимать, как переплетаются и придают друг другу смысл самые разные идеи. Продукт современной науки так быстро меняется, что человек может по-настоящему понять лишь небольшую его часть. Математики, как правило, компетентны лишь в узкой области своей науки. Очень редкий математик полностью понимает более полдюжины из пятидесяти страниц научной работы, представленной на заседании математического конгресса. Послушаем профессиональное мнение Майкла Полани: «Сам язык, на котором представлены другие страницы, явно превосходит возможности человека, следящего за шестью докладами, которые ближе всего его собственной специализации. Добавляя к этому мой собственный опыт в химии и физике, скажу, что аналогичная ситуация сложилась во всех основных научных областях, так что компетенции среднестатистического ученого достанет только на то, чтобы судить примерно об одной сотой всех современных научных данных».

Творческая составляющая культуры зависит от того, насколько открыты эти научные сети и легко ли получить доступ к знаниям. Творчество предполагает крепкие научные взаимосвязи, и очень часто – как мы увидим в главе 9 – сотрудничество выступает таким же двигателем, а может быть, даже более мощным, как и усилия отдельного ученого.

По этой причине культура, в которой поддерживаются четкие границы между специализациями, становится препятствием для потенциально ценных форм инноваций. Пример тому – разделение искусства и науки в западной культуре, особенно в образовании. К счастью, сейчас существует много способов сотрудничества и поиска общего у художников и ученых, и эти способы работают. Два примера – новые методы в социальных науках и инновационные схемы, объединяющие искусство и естественные науки.

Читайте далее:

Оставьте комментарий