СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТИЕ

Диалектико-материалистическая концепция развития способностей, преобладающая в отечественной психологии, опирается на следующие положения. Все психические явления, включая способности, являются вторичными образованиями по отношению к объективному миру, образу жизнедеятельности человека, его обучению и воспитанию, к-рые служат причиной, источником психического развития. Анатомо-физиологические задатки выступают лишь как необходимые условия развития человека и его способностей. Способности имеют общественно-исторический характер. Их разнообразие порождено большим количеством исторически сложившихся видов деятельности, профессий, специальностей. Способности в своем развитии в основном определяются образом жизни и деятельности и изменяются с изменением жизнедеятельности. В формировании и развитии способностей решающую, определяющую роль играют внешние условия, обучение и воспитание в самом широком смысле слова, те виды деятельности, к-рые выполняет человек. Личность формирует и развивает свои способности в процессе усвоения и приумножения опыта прошлых поколений, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры. В процессе обучения и воспитания старшие поколения передают новому поколению не только совокупность созданных ими предметов, но и систему общественно-выработанных способов обращения (действия) с ними и способов их создания. Взрослые, демонстрируя ребенку способ использования и изготовления орудия труда, обучают его технологическим процедурам, к-рые своей наиболее обобщенной частью входят в содержание способностей. Однако невозможно передать следующему поколению в «готовом виде» (путем только общения) операционно-технологическую сторону опыта, минуя мир объектов и специально организованную деятельность по освоению их. Иначе говоря, формирование и развитие способностей определяется не только достигнутым уровнем культурного развития страны, наличием продуктов культуры, в к-рых воплотились способности человека, а прежде всего эффективностью способов усвоения (присвоения), созидания и усовершенствования этих продуктов в процессе рационально организованной деятельности. Причем не всякая деятельность развивает и формирует способности человека. Рассматривая общую структуру жизнедеятельности человека, нетрудно заметить существование видов деятельности, не развивающих, а наоборот, отвлекающих и даже тормозящих развитие его основных способностей. Так, если человек, имеющий музыкальные или изобразительные наклонности и задатки, вынужден заниматься тяжелым физическим трудом, то эта деятельность вряд ли будет развивать его потенциальные способности к музыке и живописи. Когда говорят о развивающей деятельности применительно к отдельному индивиду, то имеют в виду, что она, во-первых, выступает как значимая для него, как деятельность, вокруг к-рой аккумулируются и реализуются все возможности человека. Поэтому, чтобы понять, является ли данная деятельность развивающей, ей необходимо дать личностную характеристику. В этом смысле даже профессиональная деятельность, проходящая через всю жизнь человека, не всегда может быть значимой для индивида. Главным признаком значимости деятельности является то, что он идет на свою работу как на праздник, с большим воодушевлением. Во-вто – рых, такая деятельность должна быть организована в соответствии со следующими принципами: носит не репродуктивный, а творческий (во всяком случае субъективно творческий) характер; отвечает принципам развивающего обучения, к-рое ведется на повышенном уровне трудности и опережает развитие, ведя его за собой, ориентируясь на те компоненты способностей, к-рые еще не полностью сформировались и к-рые формируются под влиянием такого обучения; деятельность положительно мотивирована: уч-ся испытывают чувство большой радости, совершая ее, и отчетливо понимают свои недостатки и допускаемые ошибки, видят результаты своих действий, осознают и объективно оценивают свое продвижение к цели на каждом этапе деятельности, заметно переживают успехи и относительные неудачи.

Задача разностороннего развития способностей должна дополняться не менее важной задачей выявления одаренных детей и предоставления им возможностей для дальнейшего развития. Иначе говоря, необходимо ориентироваться на такой подход в обучении, к-рый, реализуя разностороннее развитие способностей каждого, одновременно максимально содействует росту способностей к тем видам деятельности, к к-рым ученик проявляет наибольший интерес и может достичь наибольших успехов.

Для реализации данной концепции развития способностей необходимо: а) создать в учебных заведениях и во внешкольных учреждениях условия, благоприятствующие формированию и развитию способностей уч-ся;

б) применить эффективные формы учебно-воспитательной работы; в) применить рациональные методы и приемы диагностики и развития способностей.

Как известно из психологии и педагогики, благоприятными условиями для воспитания способностей являются: любовь к детям и педагогической деятельности, глубокое знание индивидуально-психологических и возрастных особенностей уч-ся, хорошее знание своего дела (содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы); признание в учебном заведении в системе ценностей приоритета творческой деятельности и творческой личности; творческий климат в учебном заведении и внешкольном учреждении; соблюдение в процессе управления учебно-творческой деятельностью уч-ся гуманного, демократического стиля общения; проблемное обучение; решение творческих задач; показ значимости организуемой творческой деятельности для воспитания способностей; сотрудничество (сотворчество) педагога и уч – ся (осуществление совместных поисков условий и средств для развития творческих способностей); сам педагог как образец творческой личности с ярко выраженной установкой на педагогическое творчество; уважение к личности уч-ся в сочетании с разумной требовательностью (анализ типичных ошибок и недостатков – только в доброжелательной форме); организация самостоятельной деятельности (все то, что уч-ся могут выполнить без помощи педагога, они должны выполнить самостоятельно); индивидуальный подход к уч-ся в процессе выявления и развития способностей; применение педагогом методов поощрения уч-ся; выражение оптимизма и веры в творческие возможности уч-ся; хорошая обеспеченность педагога научно-методической литературой и техническими средствами обучения; высокий уровень внеклассной работы; система морального и материального поощрения творчески работающих педагогов; внедрение в практику работы учебного заведения передового педагогического опыта; наличие дифференцированного обучения и т.д.

Для воспитания способностей большое значение имеют следующие формы учебно-воспитательной работы: кружки, диспуты, семинары, конференции, КВН, экскурсии, творческие уроки, факультативы, индивидуальное обучение, индивидуальный подход к уч-ся, дифференциация обучения, коллективные формы обучения, исследовательская и опытническая работа, викторины, игры, конкурсы, клубы по интересам, кино-, изо – и фотостудии, научно-технические общества, фестивали, смотры, вечера вопросов и ответов, конкурсы, турниры, олимпиады, лекции, беседы, выставки, практикумы, дополнительные индивидуальные занятия с уч-ся, домашняя работа уч-ся и др.

Вопрос о методах диагностики и исследования способностей и одаренности труден и не решен до сих пор. К трудным и нерешенным вопросам относятся экспериментальные методы исследования способностей, их экспериментальная диагностика. Еще более сложным вопросом является сочетание различных методов в одной системе, обеспечивающей объективные научные знания о конкретной структуре определенного вида способностей.

В.М. Мясищев первым в отечественной психологии попытался систематизировать методы исследования способностей и одаренности. По его мнению, в системе методов по праву первым из них является исследование истории развития личности, неразрывно связанное с ее биографией. Основными здесь являются вопросы: 1) о первых проявлениях интереса и склонностей к изучаемой деятельности; 2) об обстановке, в к-рой рос и воспитывался исследуемый, в смысле ее содействия умственному развитию. (Существенно в связи с уже сказанным изучение неблагоприятных условий, так или иначе препятствующих развитию способностей); 3) о процессе обучения и овладения деятельностью, об успехе, темпе овладения, об отношении к этой деятельности изучаемого и о динамике этого отношения; 4) об успехах и неудачах в этой деятельности и реакции исследуемого лица на трудности; 5) о первых проявлениях «своего» творческого как в создании, так и выполнении уже существующих образцов (вкус, оригинальность, первые изобретения, стихи, композиции и т.п.). Степень успешности применения этого метода зависит от богатства материалов, касающихся исследуемого лица, знания исследующим специальности, в области к-рой развивалась его деятельность, глубины и остроты психологического понимания исследующего.

Вторым методом является изучение педагогического опыта формирования и развития способностей. Им пользуется непроизвольно или произвольно каждый вдумчивый педагог. Выдающиеся деятели литературы, искусства, науки, являясь учителями в области их специальной деятельности, оставили значительную литературу, ценность к-рой особенно велика, т.к. она содержит нередко описание своего роста и развития, истории обучения, опыт передачи ученикам своего мастерства. В этих описаниях можно найти ценные данные о проявлении способностей и о ходе их развития в условиях обучения.

Третьим методом является анализ деятельности и ее продуктов у лиц, обладающих выдающимися способностями. Важно изучить не только продукт в его оригинальности и своеобразии, но и процесс его создания – от замысла до окончательного оформления.

Четвертым методом, специально психологическим, является эксперимент. Этот метод, несмотря на его широкое признание, не получил еще достаточного применения в исследовании способностей. Зарубежная (отчасти и наша) наука сейчас направлена на решение практической задачи определения степени развития тех или иных способностей и в связи с этим встала на путь широкого использования тестов. Распространение этого метода объяснялось, во-первых, стремлением найти метод объективного измерения ума (отсюда термин «ментиметрия»), во-вторых, потребностью психологии найти практическое приложение своих знаний в связи с задачами обучения и профотбора; в-третьих, портативностью, легкостью применения и, по-видимому, легкостью оценки результатов.

По мнению А.Г. Ковалева, основные направления в развитии и формировании способностей предусматривают следующие мероприятия. Во-первых, выявление (диагностика) природных задатков по проявляемым склонностям или тяготению к определенной деятельности и анализ качества результатов деятельности. Во-вторых, тренировка и развитие природных свойств личности путем ее включения в систематическую деятельность под руководством специалиста (конструктора-изобретателя, музыканта, актера, художника и т.д.).

Читайте далее:

Оставьте комментарий