СОЦИАЛИЗМ

1) одна из версий общественного идеала в европейской социально-философской и политической традиции XIX в.; 2) одна из моделей – тенденций организации жизни общества индустриального типа, предполагающая значимое вмешательство государства во все сферы жизни социума в целях осуществления глобальных программ «догоняющего развития» – О. Бисмарк, И. Сталин и др. (антипод либерализма); 3) самообозначение общественно-экономического устройства ряда государств в XX в. («национал-С.» в Германии при

Гитлере, «С.» сталинского СССР, «развитой С.» в СССР при Брежневе и т.п.). Термин «С.» впервые был употреблен в политическом лексиконе в 30-х гг. XIX в. во Франции для обозначения общественного идеала и действительности с таким социальным устройством, при к-ром благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную).

Выступив реакцией прогрессивных мыслителей Европы на стихийные катаклизмы буржуазного общества конца XVIII – первой половины XIX в., теория и идеология С. претерпела в ходе своей эволюции ряд кардинальных трансформаций. Истоки С. принято усматривать в утопических концепциях, постулирующих позитивную необходимость активного вмешательства государства и его органов в экономическую, социальную и культурную жизнь людей. И. Шафаревич в работе «Социализм как явление мировой истории» усматривает социалистический идеал уже в схеме организации государства у Платона. Исходя из логики трех принципов – равенства, коллективной собственности и единства, – Платон пришел к схеме иерархического общества: «золотой» класс правителей-философов вместе с «серебряной» военной кастой, коллективно владеющие и управляющие государством, но лишенные частной собственности; ниже «железный» класс производителей, кормящий правящую элиту; еще ниже – армия непослушных и недостойных, превращенных в рабов. Эта схема настолько точно предвосхитила реальный С., что в 1920 г. английский философ Бертран Рассел после поездки в Советскую Россию отметил «поразительное сходство» между этой страной и Республикой Платона. Но уже Аристотель, критикуя Платона, в книге «Политика» выступил с утверждением о гибельности пути развития общества, основанного на принципах единства, обобществления, ликвидации собственности. Основные мотивы человека – собственность и личный интерес, и по натуре человек менее заботится об общем состоянии, чем о своем.

Оставаясь не более чем амбициозным и претенциозным утопическим идеалом вплоть до середины XIX в., С. приобрел иное общественное звучание после его синтеза с марксовой идеей социально-обновленческого революционизма. В дальнейшем все ортодоксальные марксистские сценарии социалистического общественного переустройства оказывались неразрывно связаны с постулатом позитивности насилия в целях его осуществления. Насильственная экспроприация собственности у имущих классов на ранних фазах построения С., насильственное «раскулачивание», «разбуржуазивание», «раз – дворянивание» и вертикальная ротация маргинальных общественных слоев и групп, перманентная насильственная нивелировка населения по имущественным, культурным, мировоззренческим и идеологическим измерениям на всем протяжении его существования – основа существования С. как общественной системы. С. как система в исторической перспективе жизнеспособен исключительно в ходе постоянной геополитической экспансии (создание «социалистического лагеря» Сталиным, «доктрина Брежнева» и т.д.). Мирное экономическое соревнование двух общественных систем наглядно продемонстрировало исторически ограниченный потенциал С. к конструктивному многомерному самообновлению.

Однако обанкротившаяся идея С., стоившая миллионов жертв в различных странах, все еще не совсем отброшена; идея полного равенства еще живет в сознании многих людей, хотя очевидно, что справедливо лишь положение, при к-ром существует только равенство прав и возможностей, ибо уравнение людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости, было и есть вопиющей несправедливостью, концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом деспотизма и нищеты (А. А. Грицанов, 1999; С.М. Вишнякова, 1999).

Читайте далее:

Оставьте комментарий