ЛЕКЦИЯ

систематическое, последовательное, монологическое изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения Л. традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. Л. применяется также в старших классах школы. Основные дидактические требования к Л. как к одной из форм изложения учебного материала педагогом: идейность; эмоциональность изложения; целостное раскрытие темы или kwi. крупного или важного раздела курса; анализ конкретных фактов и явлений развития природы или общества и их обобщение; ясность аргументации и научная доказательность выводов; использование педагогом (во время Л.) разнообразных методических приемов: демонстрация опытов и наглядных пособий, учебных кинофильмов, применение элементов эвристической беседы, магнитной записи, диафильмов, компьютеров, кодоскопов и др. Л. предваряется четкой формулировкой темы, ее основных учебных задач и плана. Большой эффект дает определение в начале Л. проблемы, требующей решения, показ ее значения для науки, техники и практики, объяснения явлений общественной жизни. Уч-ся может быть дано задание выявить черты сходства и различия в излагаемых однородных фактах или же показать рассматриваемое явление в его развитии, сопоставить излагаемые в лекции факты с ранее изученным материалом и самостоятельно сделать выводы. Во время Л. подробно описываются важнейшие факты, явления, события; кратко излагается второстепенный материал; объясняются сложные явления, понятия, формулы, законы. Целесообразен прием конкретизации, т.е. раскрытие сложного явления или понятия на одном или нескольких убедительных конкретных примерах. Выводы и обобщения могут следовать за фактами, являться результатом анализа фактического материала (индукция) или же, наоборот, подкрепляться конкретными фактами, доказывающими выводы, формулы, закономерности, сформулированные педагогом (дедукция). Тема Л., как правило, расчленяется на основные вопросы. Заканчивая рассмотрение одного вопроса, педагог-лектор делает краткие выводы (или предлагает их сделать уч-ся) и называет следующий вопрос. Четкие деление Л. на основные вопросы облегчает ее слушание, запись и усвоение.

Читайте далее:

Оставьте комментарий