ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

вид постоянно выполняемой деятельности, специфика к-рой заключается в психолого-педагогическом воздействии на уч-ся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом учения и развития личности. Болгарский психолог Д. Йорданов структуру деятельности учителя в функциональном плане предлагал рассматривать как состоящую из пяти компонентов: 1) учитель – главный источник информации; 2) руководство познавательной деятельностью уч-ся; 3) разработка задач для уч-ся; 4) учитель – адресат обратной информации; 5) исправление. Специфичность деятельности учителя заключается также и в том, что его основным средством является вербальное и невербальное поведение. Учебно-вос – питательный процесс учитель строит на основах гуманности, индивидуального подхода, педагогики сотрудничества, любви к уч-ся, внимания ко всем сферам их жизни (школа, дом, окружение). Учитель своевременно и чутко относится к успехам и трудностям обучаемых, стремится поставить каждого ученика в позицию субъекта учебной деятельности, заботится о душевном комфорте уч-ся й т.д. Учителю нужна этическая и правовая культура, знание материалов Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. К основным свойствам учителя, обеспечивающим успех его деятельности, относятся: интерес и любовь к своей профессии, предмету, уч-ся, ответственность, увлеченность, творческие способности, уравновешенность, требовательность, справедливость, чувство такта и юмора, общительность, самостоятельность, человечность, доброжелательность, ясность и критичность ума, изобретательность, развитое воображение, готовность памяти, хорошая дикция, наблюдательность и др. Новаторство в работе с уч-ся, близость к ним, мудрое терпение, отзывчивость, требовательная доброта, отсутствие фальши во взаимоотношениях и общении являются необходимыми качествами личности учителя.

Особенности деятельности учителя исследовались Ф.Н. Гоноболиным, Н.В. Кузьминой, К.М. Левитаном, А.К. Марковой, Е.И. Роговым и др.

Читайте далее:

Оставьте комментарий