ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому школьному обучению. Обусловлена созреванием организма ребенка, в частности его нервной и мышечной системы, степенью сформированное™ личности, уровнем развития познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, мышления) и т.д.’Тле ш.о. включает следующие компоненты: моти – вационная (отношение к учебе как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний), волевая (умение ребенка действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном), умственная (достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов (дифференцированное восприятие, произвольное внимание, осмысленное запоминание, наглядно-образное мышление, первые шаги в овладении логическим мышлением), коммуникативная (наличие контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного со сверстниками) и речевая овладение грамматикой и лексикой языка, определенная степень осознанности речи (внешняя внутренняя, диалогическая монологическая) и функций (общения, обобщения, планирования, оценивания и т.д.) речи.

По мнению Р.В. Овчаровой, готовность детей к школе может определяться по таким параметрам, как: 1) планирование умение организовать свою деятельность в соответствии с ее целью; 2) контроль умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью; 3) мотивация учения стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их; 4) уровень развития интеллекта умение слушать и понимать др. человека, умение выполнять такие логические операции, как абстракция, конкретизация, анализ, синтез и др.

Ребенок к школе не готов, если не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация учения низкая (ориентируется только на данные органов чувств), не умеет слушать др. человека и выполнять логические операции в форме понятий.

Ребенок к школе готов, если умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать др. человека и умеет (или стремится) выполнять логические операции в форме словесных понятий.

Углубленное обследование детей осуществляется перед поступлением в школу (апрель-май). На основании результатов обследования окончательное заключение о готовности детей к школе дает психолого-педагогическая комиссия, к-рая состоит из психолога, физиолога, врача-педиатра и учителя. При определении уровня Г. к ш.о. ориентиром может служить карта-характеристика, в к-рой заложены три уровня готовности к обучению по следующим параметрам: 1) психологическая и соци­альная готовность; 2) развитие школьно-значимых пси­хофизиологических функций; 3) развитие познаватель­ной деятельности; 4) состояние здоровья.

Читайте далее:

Оставьте комментарий