Педагогика

ЭКОЦЕНТРИЧЕСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, является психологической базой экологического кризиса, приведшей к возникновению т.н. новой «инвайронментальной парадигмы» (от англ. environment — окружающая среда), для к-рой характерны следующие постулаты:

1.  Хотя человек и обладает исключительными характеристиками (культура, технология и т.п.), он остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экологическую систему.

2.  Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими и экологическими связями, в к-рые человек включен и к-рые налагают на его деятельность определенные физические и биологические ограничения: человек живет не только в социальном, но и в природном контексте.

3.  Хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности существования человека в социальной и природной средах, тем не менее экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.

Базирующееся на новой «инвайронментальной парадигме» экологическое сознание в целом может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности.

1.  Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.

2.  Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.

3.  Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.

4.  Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.

5.  Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.

6.  Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.

7.  Развитие природы и человека мыслится как процесс эволюции взаимовыгодного единства.

8.  Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

Рубрики

Партнеры: