Педагогика

АСТРОЛОГИЯ

(от греч. astron — звезда и logos — учение) — учение о связи между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов. А. возникла в древн. времена, развилась в пору европейского средневековья, существует и ныне. Но лишь в средние века А. оказалась органично включенной в христианскую культуру и составила наряду с алхимией и каббалой корпус оккультных наук этой культуры. Свобода воли и божественное предопределение — фундаментальный парадокс христианского мышления. Астрологические же прогнозы скорее механистичны, наглядно демонстрируя предопределяющую грань христианской мысли в ущерб свободе воли как иной грани этого же мышления. Принцип «земное узнается в небесном» (констелляции — судьбы людей, народов, стран) — центральный в А. Он выступает средством достижения миропорядка. Но стремление к неукоснительному порядку постоянно срывается в путаницу, ибо одна и та же планета может знаменовать и счастье и несчастье сразу. Плюрализм возможностей, на протяжении веков спасающий А., заклинание небес или отдельных небожителей — основание средневековой магии. Очевидна связь А. с алхимией, они как бы дополняют друг друга, составляя вместе с иными побочными сферами средневекового тайновидения некое целое, к-рое и противостоит каноническому средневековью, освященному официальной христианской доктриной. В древности А. вырастала из простых каждодневных наблюдений: неумолимые законы природной регулярности — смены времен года, чередования приливов и отливов; лунный цикл женщин, солнечный ритм растений и т. д. При этом звезды законосообразно изменяют на ночном небе свое место. Не по законам ли звезд протекает жизнь? Первые упоминания об А. находим у шумеров (5 тысячелетий назад). Далее — Египет, степи Азии, Кавказ, Гиндукуш, Памир, Индия, Китай, Средиземноморье. И лишь много позже — средневековая Европа с обязательным астрологом при дворе каждого властителя. Определяющим понятийно-операциональным конструктом А. является гороскоп (греч. Horoskopos — наблюдающий время), к-рый представляет собой таблицу взаимного расположения планет и звезд (знаков зодиака), на определенный момент времени для предсказания судьбы. Отсюда «искусство звездочтения». Правила составления гороскопов изложены Секстом Эмпириком в сочинении «Против астрологов» более 2000 лет назад. Гороскопы бывают натальными (личными) и синастрическими («коллективными»). Соответственно и направления А.: натальная А. имеет в качестве своих объектов индивидуальные особенности человека (характер, темперамент, интересы, способности, интеллект, здоровье, карьера); синестральная А. ориентирована на совместимость пар и коллективов, метеорологические ситуации, циклы развития городов и стран, политические, экономические и прочие социальные сдвиги и потрясения. Астрологи утверждают, что 70—80 процентов их прогнозов сбываются. Однако при этом процедура расчета вероятности верности предсказания не приводится. Научная критика А., особенно на Западе, сейчас достаточно развита (работы Дж. Беннета и Дж. Барта, М. Го — келена и др.). Но не она определяет отношение к А. и прочим отраслям тайновидения в совр. мире. Увлечение ими характерно для кризисных моментов общественного развития, периодов социокультурного безвременья. Нынешний бум обскурантизма в нашей стране это подтверждает. Но и за пределами России индустрия астрологических предсказаний приобрела коммерческий размах. Без консультации с астрологом многие не выберут себе мужа или жены, не сменят работу или место жительства. Так по мере своего исторического бытования А. выродилась из особого явления культуры в своеобразный обскурантизм.

В. Л. Рабинович

Рубрики

Читайте нас ВКонтакте